Аэропорт Алматы тратит на борьбу с птицами 10 млн.тенге ежегодно

Аэропорт Алматы тратит на борьбу с птицами 10 млн.тенге ежегодно
16 сентября, 20:00

С приходом осени резко возросло число чрезвычайных ситуации в небе, а орнитологам не до сна. Им круглосуточно приходиться отпугивать пернатых с территории алматинского аэропорта, чтобы предотвратить столкновение пассажирских самолетов с птицами. И прежде чем стрелять или применять световую пушку, им нужно согласовывать свои действия с диспетчерами. Иначе возникнут сбои во время взлета и посадки. Ежегодно воздушная гавань на борьбу с пернатыми тратит больше 10-и млн.тенге. Вдобавок оснастили орнитологическую службу новейшим оборудованием. Но, это не помогает избежать столкновения: пилоты говорят, что птица на скорости в 270 км. бьет по самолету как снаряд. Иногда это приводит к печальным последствиям. В «Эйр Астане», которая уже понесла убытки почти в 1 млн.долларов с прошлого года связывают последние ЧП с сельхозполями, расположенными рядом с аэропортом. Но, сами фермеры винят местных жителей. Почему? Выяснял Адиль Онербаев.

Алматы

Имитация крика птиц

Начало осени горячая пора орнитологической службы аэропорта Алматы. Нашествие птиц специалисты связывают с уборкой урожая на ближайших полях. Из-за возникшей «угрозы» орнитологи работают круглосуточно в четыре смены. По несколько раз в день объезжают территорию воздушной гавани и пристально следят за перелетами пернатых. Инамжан Низамединов трудится в аэропорту уже 30 лет и знает, как отпугивать разные виды птиц.

Инамжан Низамединов – орнитолог АО «Международный аэропорт Алматы»

Мы из ружья стреляем, отпугивает громкий звук, ну и вот ракетницы они в основном действуют на коршунов. Коршуны, когда выстреливаешь, они все выше и выше улетают, они не разлетаются, они вверх, а потом улетают. А вот вороны, галки, сенегалки от салютов действительно улетают.

Но стрелять постоянно в птиц орнитологам нельзя. Звуковые или световые сигналы могут помешать пилотам при взлете и посадке. Поэтому, каждый свой шаг специалисты согласовывают с диспетчерами.

Адиль Онербаев – корреспондент

В своей работе орнитологи используют различные инструменты. Первое бинокль для наблюдения за птицами, звуковой пистолет, световая пушка. Кстати, патроны специалисты используют только холостые, поэтому прямой угрозы жизни пернатым орнитологи не создают.

В арсенале орнитологической службы также динамики с имитацией крика птиц, мощные газовые пушки и лазерные установки. Борьба с пернатыми обходится аэропорту в 10 млн. тенге ежегодно. Но, полностью решить проблемы столкновений самолетов с птицами так и не удается. За это время фиксируются десятки таких инцидентов, последствия которых могут быть очень серьезными. Особенно на большой скорости, говорят специалисты.

Эрик Айтжанов – начальник аэродромной службы АО «Международный аэропорт Алматы»

У него разбег составляет от 250 до 270 км. в час, на высоте 13 метров у него уже скорость 250 км. в час. Птица бьет как снаряд. Она  бывает, что разбивали лобовые стекла, поломка двигателя именно лопаток.


Актау

Командир воздушного судна с десятилетним стажем Руслан Духиев с пернатыми  встречается ежедневно. Говорит, мелких даже не замечает. По его словам, угрозу для самолета во время взлета и посадки чаще создают крупные птицы.

Руслан Духиев – командир воздушного судна

Чайка может попасть в турбину, опять же и внешние элементы могут быть повреждены, вмятины очень сильные останутся на самолете требующие замены, оперативного вмешательства. Все, самолет стоит, не летает никуда.

Алматы

Повреждения корпуса, двигателя и других важных агрегатов самолета – это далеко не полный список поломок лайнеров национального авиаперевозчика от столкновения с птицами.

По данным, предоставленным «Избранному» национальным перевозчиком, за 2017 год компания «Эйр Астана» от таких инцидентов понесла убытки на 850 тысяч долларов. В этом году уже зафиксировано 44 столкновения с пернатыми, причем 23 случая только за июль месяц. Ремонт или замена одного винта двигателя обходиться в 50 тысяч долларов, не говоря уже о стоимости задержки рейсов.

Артем Филиппов - менеджер соответствия стандартов безопасности АО "Эйр Астана"

В этом году авиакомпания "Эйр Астана" во время выполнения полетов совершила 2 прерванных взлета из-за попадания птиц. В одном случае после инспекции был обнаружен дефект повреждение фюзеляжа самолета и устранение происходит за счет авиакомпании. Поэтому компания помимо прямых расходов несет еще сопутствующие: задержка рейсов, размещение пассажиров в гостиница и так далее.

Решить проблему можно только избавив аэропорт от соседства с полями, считают в авиакомпании. Либо сажать там не привлекательные для птиц культуры. Представители «Эйр Астаны» уже не раз обсуждали этот вопрос с областным акиматом, но, дело не сдвигается с мертвой точки.

СКО

Владимир Вилков – заведующий кафедрой общей биологии Северо-Казахстанского государственного университета

Желательно вывести из сельхозоборота земли, которые располагаются рядом со взлетно-посадочной полосой. Сделать хотя бы зону отчуждения 1-2 км. Это уменьшит концентрацию птиц.

Алматы

По правилам Комитета гражданской авиации, зона отчуждения от аэропорта должна находиться в радиусе 15-и км. Но, на деле все далеко не так. Прямо за забором воздушной гавани Алматы расположены частные дома и множество полей, где высажены кукуруза, пшеница и другие культуры. Не малая часть сельхозугодий принадлежит компании «Байсерке агро». Фермеры же уверены, проблема не в полях, а в людях, которые превращают их в свалки.

Альберто Минини - фермер ТОО "Байсерке агро"

Выкидывают в мешках головы скота, бытовой мусор, пластик, все, что угодно. Для ястребов и ворона это все еда. Пшеница, люцерна, овощи, нет разницы, что сажать. Птицы будут там, где мусор. Каждый день мы чистим, экскаватором закапываем, но, ночами опять выкидывают. Это нужно решать.

Агроном из Италии Альберто Минини уже знает все места, где ежедневно появляются свежие горы мусора. И такие свалки повсюду вокруг аэропорта, говорит агроном. Поэтому бороться нужно не с птицами, а с людьми, уверен итальянец.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Растущим количеством стихийных свалок обеспокоены и в аэропорту Усть-Каменогорска. Вблизи аэродромов частный сектор и множество дачных кооперативов, где практически в каждом овраге – стихийная свалка. Несколько раз птицы попадали в двигатели и винты самолетов и вертолетов. Дошло до того, что летчики сами вывозили мусор с территории вблизи  аэропорта. Брали трактор и  уничтожали стихийные свалки. Но, проходит пару суток и стаи птиц вновь кружат над свежими мусорными кучами.

Виктор Губарев – начальник летного отряда ВКО

Их трудно заметить иногда появляются неожиданно, и приходится отворачивать, не всегда имеется возможность это сделать, и не везде их увидишь.

Мусорный вопрос уже набил оскомину, говорит эколог Елена Полянцева. Все дело в том, что в 2005 году в правилах благоустройства отменили  обязательное заключение договоров с коммунальными  предприятиями на вывоз мусора. И теперь каждый житель имеет право вывозить отходы самостоятельно. Правда, до первого оврага.

Елена Полянцева - эколог Центра экологической безопасности г.Усть-Каменогорск

В основном 90 % дачных кооперативов не заключают договоры на вывоз мусора, от этого естественно вокруг дачных кооперативов огромные свалки. Люди вываливают все, что у них под рукой и пластик и отходы и золу.

Решать проблему, по мнению специалистов, нужно сообща. Властям усилить контроль за выбросом мусора, а людям, живущим рядом с аэропортами, научиться правильно сортировать мусор и не выкидывать куда попало.

Адиль Онербаев, Асет Елембаев, Айгерим Кусаинова, Евгений Мутыль, Светлана Султангереева, Рашид Исмагилов, Ирина Якунина и Руслан Ли

«Избранное за неделю»