Репортер представляет

Репортер представляет
Көкейтесті тақырыпты телевизиялық жарияламалар топтамасы
Жанр: журналистік зерттеу
Тіл: орысша
Ұзақтық: 20 мин.
Көрсетіледі: сенбіде 20:45 -те

 «АВИАДЕБОШИРЫ». (9.09.2017г.)

24-го августа в областном центре Мангистауской области экстренную посадку совершил самолет, который из Турции и направлялся в Шымкент. Причиной послужили не технические проблемы, а буйный пассажир. Поведение мужчины вынудило командира экипажа срочно посадить судно.

Ляззат Касымжанова – пресс-секретарь ДВД на транспорте МВД РК

«Находясь на борту воздушного судна, вел себя агрессивно, выражался нецензурной бранью в адрес других пассажиров. После чего он был снят с рейса и передан транспортным полицейским линейного отдела полиции в аэропорту г. Актау для выяснения обстоятельств».

Хулиганом на борту самолета оказался 36-ти летний житель Шымкента. Оказалось, что неподобающе он стал себя вести сразу после того, как судно взлетело. 

Ляззат Касымжанова – пресс-секретарь ДВД на транспорте МВД РК

«Он привлечен к административной ответственности за мелкое хулиганство. Согласно заключению медицинского освидетельствования, данный гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения легкой степени».

Дебоширы – это проблема, с которой сталкиваются почти все мировые авиакомпании. В разных странах с такими пассажирами борются по-разному. Например, в России в этом году ввели уголовную ответственность. В Казахстане за подобное нарушение существует административное наказание.  

Дмитрий Душимов – ветеран авиации  

«Это вообще безобразие, конечно. Исходит от невоспитанности.

Всех людей воспитать сложно одномоментно. Поэтому такие моменты имеют место. Я думаю, еще какое-то время будут».

Ветеран отечественной авиации Дмитрий Душимов считает, что непокорные пассажиры это реальная угроза безопасности полета.

Дмитрий Душимов – ветеран авиации  

«Что здесь страшного? Ведь дезорганизуется работа экипажа. Порядка нет на борту. Это же замкнутое пространство. Люди напряжены. И в этот момент появляется такой негодяй, который шумит».

Но, не всегда дебоширами становятся мужчины. Женщины тоже порой ведут себя неспокойно. Эта потасовка произошла на борту российского авиалайнера. Дамы серьезно не пострадали потому, что их вовремя разняли.

Танирберген Бердонгаров

«Мне кажется, это просто психологический аспект. Люди боятся летать, люди испытывают психологический стресс. И здесь необходимо, чтобы все-таки авиакомпания обеспечила специального сотрудника,  который эти стрессы, психологические конфликты и вообще конфликты в целом на борту регулировал».

А это видео на мобильный телефон сняла пассажирка авиарейса «Алматы – Куала-Лумпур». 

«Ах, ужас!»

Доказать правоту соседу девушка из Кыргызстана решила силой. Позже она оказалась в полиции, а рейс из-за ее выходки задержался почти на один час.

Причиной агрессивного поведения стал пресловутый алкоголь. Кстати, в -9ти из десяти случаев именно нетрезвые пассажиры и провоцируют конфликты на борту.

У Дмитрия Душимова за плечами больше 10 тысяч часов полетного времени.  

Его карьера в качестве командира воздушного корабля пришлась на советскую эпоху. Но, в течение службы он ни разу не сталкивался с пьяными пассажирами.   

Дмитрий Душимов – ветеран авиации

«Мне кажется спорным, что в бизнес классе, в первом классе дают спиртные напитки. Ну, ничего с ним не случится. Он дотерпит, если хочет выпить, он на земле выпьет. Поэтому надо, наверное, прекратить эту практику».

Однако бывший депутат Парламента Танирберген Бердонгаров считает, что, то количество спиртного, которое подается на борту воздушного судна, вряд ли может довести пассажиров до кондиции во время полета.

Танирберген Бердонгаров

 «Крепкие напитки подаются только в бизнес-классе. Это люди, которые заплатили большие деньги за рейс и, как правило, эти люди осознают некую грань как себя нужно и подобает вести. Что касается эконом-класса, там подаются легкие спиртные напитки. Есть негласное правило: лишнего не наливать. Поэтому с тех доз, которые они наливают там, на борту, я думаю, эксцессов происходить не должно, если у человека нет психических нарушений».

Одним словом, дебоширы заливают за воротник еще до посадки на самолет. Выявлять среди пассажиров нетрезвых задача работников аэропорта. Только удается это не всегда. Иначе всех этих инцидентов с пьяными скандалами и драками просто бы не было.   

Танирберген Бердонгаров

«На входе в самолет должна четко регламентироваться степень алкогольного опьянения и туда не должны допускаться люди с высокой степенью алкогольного опьянения, чтобы какие-то 50-100 грамма на борту они там окончательно поворачивали крышу».

Нередко подвыпивших пассажиров снимают с рейса еще до вылета, чтобы в небе не произошло ЧП.

Денис Кривошеев – экономический обозреватель

 «Человек пьяный может, например, открыть аварийный люк. Что тоже вполне возможно. Разбить стекло. Все, что угодно. Конечно, это все опасно».

В список авиадебоширов этим летом попал небезызвестный Максат Усенов. На земле молодой человек запомнился тем, что, будучи нетрезвым, совершил смертельный наезд на пешехода. Как видно, от вредной привычки Усенов не избавился и решил проявить себя в небе.   

Павел Коктышев – очевидец

«Вызывающее поведение было с самого начала. Человек не смог спокойно сидеть на своем месте. Был довольно громкий, ходил по салону, пел, шумел».

На борту самолета находился и Павел Коктышев. Мужчина летел тем авиарейсом до Бангкока. Это он снимал происходящее на телефон. Когда завоевать внимание пассажиров не удалось, Усенов переключился на стюардесс.   

Павел Коктышев – очевидец

«Спрашивал их, могу ли я покурить? Они ему естественно ответили, что нет и что это противоправное действие, т.е. он прекрасно знал, что это запрещено. Но, тем не менее, сделал это».

Позже на суде в Казахстане Усенов не стал скрывать, что курил на борту самолета.

«- Чем вызвано ваше поведение?

«- Мне стало плохо.

«- В этой связи вы начали курить на борту самолета?

«- Не курить, а покурил».

«- Когда плохо, человек курит что ли?»

«- У меня такое».

В суде Усенов признался, что еще до вылета из Алматы успел выпить спиртное. К тому же бутылку виски он умудрился пронести на борт. За свое  поведение: споры с бортпроводницами и курение в туалете

самолета Усенов понес наказание.  

Динмухаммед Серикбаев – авиационный транспортный прокурор г. Алматы

«В первом случае это было мелкое хулиганство, во втором –

это действия, направленные на нарушение правил безопасности полетов. В обоих случаях санкции данных статей предусматривают административный арест».

Алкогольные напитки, которые предлагают в небольших объемах на борту самолетов, в редких случаях могут стать последней каплей и пробудить  агрессию у человека. Но запретить авиакомпаниям эту норму невозможно.

Динмухаммед Серикбаев – авиационный транспортный прокурор г. Алматы

 «Запрет законодательством наложен на распитие спиртных напитков в общественных местах. Борт воздушного судна не является общественным местом. Поэтому данный запрет не распространяется на него».

Впрочем, не только выпившие пассажиры провоцируют конфликты в небе. Каждый случай индивидуален. 

Фрагмент фильма «Управление гневом».

 «Кажется это мое место. Дружище, я тут уже устроился. Сядь куда-нибудь еще».

Порой громкий храп или смех соседа тоже может вывести из равновесия и тогда скандала не избежать.

Фрагмент фильма «Управление гневом».

Известный казахстанский актер и продюсер Нуртас Адамбаев часто пользуется услугами авиакомпаний. Поэтому не понаслышке знает из-за чего или кого разгораются конфликты на воздушном судне. 

Нуртас Адамбаев – режиссер, продюсер

 «Видишь, что стюардесса без настроения, где грубо отвечает. Конечно, такое было. Бывало, пролили остатки чая и даже не попросили прощения. Такое тоже бывало. Я думаю, что все зависит от людей.

А еще Нуртас Адамбаев заметил, что некоторые пассажиры, оказавшись внутри самолета, словно забывают о хороших манерах. 

Нуртас Адамбаев – режиссер, продюсер

«Бывают пассажиры, на самом деле, ведут себя не как взрослые люди. Им три раза объявили: пристигните ремни, поднимите столики, поднимите кресло, откройте иллюминаторы и так далее. И я всегда вижу людей, которые этого не делают пока к ним не подойдут и не скажут. Такие люди считают, что вот если он купил билет, как, будто весь самолет купил или авиакомпанию».

А это видео, записанное турецким журналистом Огузом Доганом в самолете, хоть и не содержит никакого насилия, но все равно вызвало шквал критики. Яблоком раздора стал государственный язык. Причем комментаторы разделились: кто-то встал на сторону мужчины, кто-то поддержал стюардессу. Мы связались с автором видео, чтобы узнать, что же произошло на борту?! По словам Огуза Догана, бортпроводницы обратились на русском языке, который он не понимает и потребовал говорить с ним на государственном. 

Огуз Доган – журналист

«Я сказал, что опубликую это видео в интернете, расскажу об инциденте по телевидению. Сразу после этого они нашли предлог, чтобы сделать меня крайним. Этим предлогом стал столик, который я отказался поднять».

В аэропорту ему выписали штраф за столик, который он не убрал. Но споры об этом инциденте не утихали. А вскоре сотрудники авиакомпании нашли очевидцев, которые во всем обвинили турецкого журналиста.

Роман - очевидец

«Он требовал, чтобы к нему обращались на казахском языке. Причем уже русская девушка подходила, и он от нее требовал знание казахского языка».

Огуз Доган – журналист  

«Они просто не хотят признавать свою вину. Поэтому с их стороны и звучит подобная ложь. А все эти свидетели, они не настоящие, они подставные. Почему, например, они открыто не говорят об этом на камеру?».

Конфликт, который возник в небе, теперь должен завершиться на земле. Адвокат Абзал Куспан вызвался защищать Огуза Догана в суде, если спор не будет улажен в досудебном порядке.  

Абзал Куспан  - адвокат

«Работа авиакомпании это не просто перелет из точки «А» в точку «Б». В их обязанности также входит обслуживание на борту самолета. Вам дают кофе, еду. И делать это надо вежливо и знать три языка».  

Юрист намерен добиваться справедливости. Ведь пока к ответственности привлекли только одну сторону. Но, налицо нарушение 56-й статьи закона «Об использовании воздушного пространства», где в 6-м пункте написано: 

члены экипажа гражданского воздушного судна при обслуживании пассажиров обязаны свободно владеть казахским языком.

Абзал Куспан – адвокат

«Выходит, что у нас действует принцип: если ты нарушил мои права, то я нарушу твои. Допустим, Огуз Доган не поднял столик и понес административное наказание, но авиакомпания все равно нарушила права потребителя в этом случае».

Из самолета дискуссия о государственном языке перешла в социальные сети. У Нуртаса Адамбаева, который хоть и не комментировал спор между журналистом и стюардессой, есть своя позиция на этот счет. 

Нуртас Адамбаев – режиссер, продюсер

 «Ну, не ответили тебе, ты как то себе зафиксировал. Приземлился, подай жалобу. Напиши заявление. Подними этот вопрос. Но на борту зачем? Люди там кто-то с работы летит, кто-то на отдых, кто-то устал, кто-то без настроения».

Автор трехтомника «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков тоже считает, что самолет не лучшее место для споров. Хотя писатель и признается, что уже пытался через социальные сети руководство ведущей авиакомпании обратить внимание на низкий уровень владения государственным языком пилотами и бортпроводниками.

Канат Тасибеков – писатель

«Это некрасиво и неприятно, когда в Казахстане садишься в самолет, и человек с ужаснейшим акцентом коверкает слова, что-то произносит и так далее. Я думаю, что в авиакомпании, это все же лицо страны можно набрать персонал, который не будет коверкать или предположим даже командиру корабля без акцента выучить несколько фраз».

На это может уйти всего несколько часов, говорит писатель. Главное, чтобы было желание.  

Канат Тасибеков – писатель

«Поднимаются скандалы, и я бы сказал, что это не играет на руку казахскому языку, а наоборот. Это вызывает какое-то неприятие, какое-то противодействие. Поскольку научить чему-то или заставить что-то делать насилием какими-то драконовскими методами невозможно».

Проблемы у пилотов не только со знанием государственного языка, но и дисциплиной. Яркий пример последний скандал с отменой рейса из Амстердама. Самолет ведущей авиакомпании не вылетел из-за того, что казахстанский летчик был нетрезвым.  

Денис Кривошеев – экономический обозреватель

«Если человек идет так уверенно на нарушение дисциплины, значит, дисциплина нарушалась не раз. И это сходило с рук. И вот его допустили до самолета».

Дениса Кривошеева в этой ситуации возмутило то, что авиакомпания решила скрыть этот факт, сославшись не техническую неисправность, из-за которой якобы рейс и был отменен. Хотя на самом деле, когда экипаж готовился к полету, на борту лайнера появились люди в форме. Их интересовал второй пилот.

Денис Кривошеев – экономический обозреватель

«Зашла спецслужба и вывела его из самолета. Направили на прохождение анализов и выявили очень серьезное превышение нормативов. Человек не должен был садиться за штурвал в таком состоянии ни в коем случае».

В итоге авиалайнер казахстанской компании вылетел на следующий день.

Это редкий случай, когда безопасности людей угрожал один из членов  экипажа. Ведь чаще беспокойство на борту самолета у людей вызывают подвыпившие соседи. В основном дебоширы свою агрессию направляют на  стюардесс, а защищают их порой обычные пассажиры. 

Танирберген Бердонгаров

«По какой-то причине авиаперевозчики экономят на одном – это воздушный маршал, т.е. это уполномоченный сотрудник, профессионал, который подобно натренированному охраннику находится на борту самолета, дабы улаживать эти конфликты».

Вот и приходится функции воздушного маршала выполнять рядовым пассажирам.

Денис Кривошеев – экономический обозреватель

«Не провоцировать, не идти конфликт, а именно помогать экипажу. Любого можно скрутить. Я знаю много историй, когда скручивали соседей по креслам. Скручивали, связывали и так везли».

Бывший пилот Дмитрий Душимов вспоминает, что раньше у командира

воздушного судна было больше полномочий. Поэтому пассажиры вели себя

дисциплинированно. 

Дмитрий Душимов – ветеран авиации

«В то время не было никаких конфликтов, потому что все видели,

когда я проходил, что у меня пистолет и все знали, что я уполномочен

именем государства на то, чтобы применить любые меры вплоть до

применения оружия для того, чтобы на борту был порядок».

Правила поведения при взлете и посадке самолета стюардессы всегда напоминают. Но многие ими пренебрегают. Хотя, как выражаются сами пилоты, все требования написаны кровью. Ведь из-за непристегнутого ремня безопасности или неубранного столика можно получить серьезные травмы.

Дмитрий Душимов – ветеран авиации

«Начался разбег самолета. Взял и отказал двигатель, или мало ли что произошло. Экстренное торможение и в результате человек будет лицом биться впереди стоящее кресло. Поэтому это правильные из жизни взятые требования, не выдумка чья-то».

Возможно, хулиганов в небе станет меньше, если депутаты пересмотрят  закон. 

Танирберген Бердонгаров

«То, что мы имеем сейчас это просто остатки советского законодательства, и они не мотивируют людей вести себя достойно на борту».

Впрочем, мажилисмены в курсе тех инцидентов, которые происходят в пассажирских самолетах. И вероятно, некоторые пункты закона, касающиеся ответственности, будут изменены.

Маулен Ашимбаев – депутат Мажилиса Парламента РК

«Возможно, какие-то нормы еще раз посмотреть и какие-то меры по ужесточению принять». 

Следовать примеру России, где с этого года авиадебоширам грозит два года тюрьмы, Дмитрий Душимов не советует. По словам ветерана казахстанской авиации, хулиганов нужно бить по карману. Особенно это касается случаев, когда из-за пьяных пассажиров производится экстренная посадка.  

Дмитрий Душимов – ветеран авиации

«Такое вольное поведение некоторых пассажиров имеет последствиями громадный экономический ущерб. Этот ущерб надо как-то взыскивать». 

К слову, ущерб в среднем может составлять два-три миллиона тенге. Но как показал последний случай в аэропорту города Актау, авиадебошир отделался лишь штрафом за мелкое хулиганство в размере 10 МРП. Что касается авиакомпании, то она не стала предъявлять счет.    

Денис Кривошеев – экономический обозреватель

«Пока они просто лояльны к пассажирам. Все-таки страна небольшая. Людей мало и люди не хотят идти на конфликт».

Пьяный дебош на борту самолета может и вовсе стоить жизни. Поэтому важно помнить, что в небе судьба пассажиров в руках экипажа. В экстренной ситуации стюардессы первыми придут на помощь, а пилоты сделают почти невозможное, чтобы приземление было мягким, и никто не пострадал.






 

 

  

Жүргізуші
Әділет Құсайынов

Әділет Құсайынов

1982 жылдың 28 шілде айында Семей қаласында туылған. 2003 жылы «Орыс филология» мамандығы бойынша Шәкәрім атындағы Семей Мемлекеттік университетін тәмамдаған. Еңбек жолын орыс әдебиті тарихының ұстазы ретінде бастаған. Кейін «Қазақстан» РТРК АҚ Семей қалалық филиалының тілшісі, 2009-2011 жылдары - Астана қ. «Қазақстан» Ұлттық телеарнасының ақпараттық-талдамалы бағдарламалар Дирекциясының тілшісі ретінде қызмет жасады. 2012 жылдың қаңтарынан наурызға дейін - «Хабар» Агенттігінде жаңалықтар бөлімінің тілшісі болып істеген. Қазір, «Астана» телеарнасында «Громкое дело» бағдарламасын жүргізеді. «Репортер представляет»  бағдарламасын Әділет Құсайынов жүргізеді. 







Кино