Между тем, акиму Карагандинской области придется еще раз проверить все объекты теплоснабжения. Такое поручение он сегодня получил от главы Кабмина. Причем, премьер Сагинтаев указал не только на ситуацию с Шаханом, но и с Жезказганской ТЭЦ, перебои работы которой привели к тому, что город остался без тепла и света. Моя коллега Марина Иневатова продолжает следить за ситуацией в Шахане. В беседе с одним из управдома выяснилось во сколько обходится тепловой котел и его содержание.
Топить буржуйками - вчерашний век, но для некоторых населенных пунктов Карагандинской области это - реальность 21 века. На что сегодня посетовал и премьер-министр, когда выговаривал акиму Абдибекову за плохую подготовку к отопительному сезону. Теперь областному руководству придется еще раз проверить все объекты теплоснабжения, уже с учетом шаханской трагедии.
Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр РК:
Отмечаю, что областью подготовительная работа к отопительному сезону проведена некачественно, как бы вы ни докладывали. И в этой связи хотел бы вас попросить, чтобы вы повторно провели полностью проверку всех объектов и, наверное, Министерству энергетики тоже надо подключиться и надо будет понять, почему такая ситуация сложилась вчера в Жезказганской ТЭЦ.
Вопрос отопления жилых домов Карагандинской области не решается уже на протяжении нескольких лет. 8 моногородов, сотни малых населенных пунктов региона каждый год с опаской ожидают прихода зимы. Проблему обнажило ЧП в Шахане, где 1 января взорвался котел и погибли 9 человек. Позже станет известно, что люди просили о строительстве локальной общей котельной 12 лет. Все это время шахановцы самостоятельно решали тепловой вопрос.
Галина Русских, домоуправ д. № 13 микрорайона № 3 п. Шахан:
Котел стоит 450 тысяч. Нам никто вообще не помогает. Мы выживаем сами. Наш дом на балансе жильцов. У нас тепло стоит 140 тенге за 1 квадратный метр. Я собираю в месяц 221 тысячу. Она идет на ЗП кочегарам, свет оплатить, вода. Привезти шлам 3 машины на топливо. Плюс ЗП управдома, слесаря. И ничего больше не остается. И не дай бог, какой то ремонт.
Даже в самой Караганде многоэтажек, где в квартирах топят печи углем - больше 60. Один из примеров, микрорайон «Шахтерский», где пенсионеры носят уголь на пятый этаж. Коммунальщики разводят руками, поскольку присоединить дома к центральной тепломагистрали не позволяют мощности ТЭЦ. Их не хватает. Если же вернуться к шахану, то сегодня в правительстве глава МВД заявил, что причиной взрыва котла стало отключение электроэнергии. Евгений Черников, работающий кочегаром в одном из домов поселка, рассказал нам, что он делает в такой ситуации. Говорит, особого внимания требует давление в котле.
Евгений Черников, кочегар:
Следим за давлением в котле. По датчику специальному. Вот они датчики температуры и давления. Если свет отключили, то закрываем поддув и закидываем в топку уголь. То есть сбиваем температуру. Если котел закипит, он взорвется. Вот у них так же - либо не сработал клапан, либо кочегар не усмотрел. Я не знаю.
За такую тяжелую и ответственную работу кочегар в месяц получает до 40 тысяч тенге, - рассказал Евгений. Чиновникам же теперь надо не просто проверить объекты теплоснабжения, но и привести все к требуемым стандартам. За безопасность отопительной системы все-таки должны отвечать специалисты, а не люди, вынужденные взять данное хозяйство в свои руки.
М. ИНЕВАТОВА