В ближайшие дни внимание мирового сообщества без преувеличения будет приковано к нашей стране. В казахстанской столице вновь пройдут межсирийские переговоры. Опрошенные командой «Избранного» эксперты по Ближнему Востоку полагают, что нынешний «Астанинский процесс» может стать действительно поворотным. Понятно, что моментально достичь перемирия или же прекращения огня в Сирии не удастся. Но то, что на предстоящей встрече впервые ожидается участие вооруженной оппозиции и Вашингтона, уже говорит о прогрессе в сирийском кризисе. Дело в том, что до этого дня еще не было прямых переговоров между Правительством Арабской Республики с оппозиционными группами. И такая возможность появилась именно в Астане за последние пять лет. Именно столько длится гражданская война в Сирии.
Сейчас ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной: ожесточенные боевые действия не прекращаются. Война в цифрах. По последним данным Сирийского центра политических исследований, опубликовавшего свой доклад на прошлой неделе, число погибших с 2011 года уже достигло 470 тысяч человек. Большинство из них – мирные жители. Около 14 миллионов сирийцев остались на улице. В целом 45 процентов населения САР покинули свои дома, а 4 миллиона перебрались в другие страны. Последние 10 месяцев межсирийские переговоры были «заморожены» и если все пойдет по плану, то их удастся возобновить в Астане. И это сейчас «главная задача», заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам переговоров со своим казахстанским коллегой Кайратом Абдрахмановым, совершившим свой первый зарубежный визит в Москву на новом посту. По словам российского дипломата, казахстанская столица была выбрана не случайно. Официальная «Астана» с самого начала гражданской войны вносит огромный вклад в урегулирование сирийского кризиса, выступая стабильным миротворцем, отметил Лавров. В пятницу стало известно, что на «Астанинском процессе» помимо так называемых «стран-гарантов» - России, Турции и Ирана, примет участие и Евросоюз. Генсек ООН лично поручил спецпосланнику по Сирии Стаффану де Мистуре возглавить делегацию ЕС.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ:
Сейчас главная задача стоит в том, чтобы этот процесс возобновить, прервать эту паузу и сделать еще 1 очень важный шаг, вовлечь в переговоры тех, кто представляет вооруженную оппозицию и кто контролирует территории на земле. До сих пор вооруженная оппозиция не была представлена в этом процессе. Ну, о чем конкретно договорятся Правительство и оппозиция, я сейчас гадать не буду. Мы ничего им не навязываем.
Кстати, в начале января ООН единогласно принял резолюция по Сирии, назвав «Астанинский процесс» - «важным шагом» в разрешении многолетнего конфликта. Для Казахстана, ставшего непостоянным членом Совбеза, в приоритете – ситуация на Ближнем Востоке и Афганистане, заявил министр иностранных дел Кайрат Абдрамханов. А что касается межсирйиских переговоров, то казахстанская столица полностью готова принять участников «Астанинского процесса».
Кайрат Абдрахманов, министр иностранных дел РК:
Сейчас идет интенсивная подготовка, организационная, логистическая с точки зрения протокола, обеспечение достойных условия для проведения самих переговоров. От стран гарантов мы получаем списки участников этих переговоров и могу заверить, что в Астане будут созданы максимальные благоприятные условия для того, чтобы эта встреча завершилась успехом. «Астанинский процесс» дает «осторожный оптимизм», считает директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин. Раз конфликтующие стороны объявили о своем желании ехать в Казахстан на межсирйиские переговоры, значит, заинтересованы в компромиссе, заявил политолог в интервью программе «Избранное за неделю».
Ерлан Карин, директор КИСИ при Президенте РК:
Первый и самый главный вопрос, наверное, это установление режима, нового режима, прекращения огня. Достижение перемирия. Потому что опять, же учитывая весь хаос, весь масштаб трагедии, сейчас самое главное снижение уровня военной напряженности в этом регионе и снижение интенсивности боевых действий. Только на этом фоне возможно продолжение других условий разрешения сирийского кризиса.