Это последствия обрушения небоскреба в Тегеране. Трагедия произошла 19 января. Тогда под завалами погибли 30 пожарных и свыше 200-т человек пострадали. Кстати, здание, где были расположены почти 600 магазинов по продаже одежды, было застраховано в одной казахстанских компании. Центр деловой информации уточняет, что именно от пожара и возможного разрушения. Выгодно ли страховать объекты за границей и сколько сегодня зарабатывают отечественные фирмы, расскажет популярный блогер Алекс в нашей постоянной рубрике «Экономика на пальцах».
Всем привет, с вами снова Алекс и рубрика «Экономика на пальцах».
В начале этой недели прочитал новость – в Тегеране сначала горело, а потом обрушилось многоэтажное здание. Оно было застраховано… в одной из казахстанских компаний. «Фигасебе!» - подумал я – «Каким макаром наши страховщики залезли в Иран? Искали приключений?» Стал копаться и вот что у меня получилось. Представьте. Приходит страховщик по имени Если-не-дай-Бог в акимат и говорит «Какой у нас прекрасный Небоскреб, 100 миллионов долларов потратили на него, и не зря – с любой точки города видно». А что если не дай Бог грунт просядет и он упадет? Кто будет возмещать? Предлагаю такой вариант. Вы мне платите 0,1% от стоимости, то есть 100 тысяч долларов, а в случае чего я возмещу все 100 миллионов». Руководство города подумало-подумало и согласилось. Радостный Если-не-дай-Бог возвращается в офис, рассказывает начальнику, какую удачную сделку он провернул – 100 тыщ долларов заработал. А начальник ему «а если не дай Бог он реально упадет? Выплатим мы 100 миллионов и по миру пойдем. Надо сделать перестраховку». И вот что делает страховая компания. Она дробит эту страховку условно на 10 частей, одну оставляет себе, а 9 других перепродает. Можно другим казахстанским страховщикам, но чаще всего иностранным.
Да, придется им отдать львиную часть прибыли, но в случае если Небоскреб шлепнется, компании Если-не-дай-Бога придется возмещать лишь одну десятую часть. Тоже самое было и с этой тегеранской многоэтажкой. Основным ее страховщиком была какая-то иранская компания, которая раздробила страховку и продала ее по частям, в том числе и нашей казахстанским страховщикам. Таким образом отечественные компании могут участвовать в перестраховании объектов по всему миру. Что они, кстати, и делают. На сайте одной из фирм нашел информацию, что она страховала Элджи, Уолт Дисней, Дженерал моторс, аэропорт Шереметьево, чипы айфон, трассу формулы-1 и много чего подобного. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Ведь получение страховых взносов от иностранных компаний означает, что к нам в страну текут деньги. Мне стало интересно – а сколько же притекло? На сайте Нацбанка нашел нужную статистику. Оказалось, что по итогам 11 месяцев прошлого года казахстанские страховщики получили от иностранцев почти 12 млрд тенге. Хм, неплохо. Но в тоже время нельзя забывать, что и казахстанские объекты перестраховываются за рубежом. А это значит, что деньги наоборот вытекают из страны. Как показывают цифры, исходящий поток гораздо мощнее входящего, а именно 109 млрд тенге. Тут остановлюсь чуть подробнее. Всего за 11 месяцев 2015-го «наши» собрали внутри страны 333 млрд тенге, таким образом отданная иностранцам на перестрахование доля в 109 млрд – это одна треть, почти 33%.
Мне стало любопытно – а какие же объекты у нас перестраховываются за рубежом и на какие суммы? Однако эта информация, как меня заверили, конфиденциальная. Единственное, что можно наверняка сказать, если какой-то объект строится с привлечением кредита в банке, то почти наверняка он застрахован в дочерней страховой компании банка. А уж в каких странах объект перестраховывается – тайна. Ну и последняя цифра – чистая прибыль 32 казахстанских страховых компаний за 11 месяцев составила 73 млрд тенге. Для сравнения отечественные банки за полгода заработали 207 млрд.
На этом у меня все, до новой встречи.