Поставлена точка в авиационном споре между Астаной и Москвой. После долгих и сложнейших переговоров, длившихся почти год, стороны все же договорились об использовании Транссибирских маршрутов. Для нас это прежде всего направления Улан-Батор и Токио. Правда, пришлось пойти на болезненные уступки. Как нам, так и соседям. Казахстанские авиакомпании теперь смогут выполнять рейсы в Монголию через Россию без оплаты. Эти налоги обычно платят иностранные перевозчики. Со своей стороны Астана признала подмосковный аэропорт «Жуковский» региональным, что приведет к увеличению рейсов российских компании в нашу страну. Наши перевозчики также получили право ежедневно летать из Алматы и Астаны в Байконур. Надо сказать, что регулирование авиаперевозок долгое время оставалось одной из острых проблем в двусторонних отношениях. Москва запрещала летать через Транссибирский маршрут в Улан-Батор, а в «Эйр Астана» называли такую позицию мягко говоря «несостоятельной», поскольку «трасса» начинается и заканчивается в Азии. Хотя альтернативный пролет через Китай обходился бы нам намного дороже. Источники газеты «Коммерсант» считают, что все эти уступки могут негативно отразиться на самой отрасли. Финансист Айдан Карибжанов на своей странице в «Фейсбук» написал, что в успешных переговорах большая заслуга лично главы национального перевозчика — Питера Фостера. Иностранный управленец, переживший не одну экономическую турбулентность, еще раз показал, как нужно защищать интересы Казахстана. Мы направили официальный запрос в компанию «Эйр Астана». В пресс-службе «Избранному» подтвердили, что господин Фостер ознакомился с письмом, но отказался комментировать итоги авиационного спора. Сейчас главе нацперевозчика придется налаживать отношения не только с соседями, но и провести внутреннюю проверку. На неделе Министерство по инвестициям и развитию, отвечающее за гражданскую авиацию, созвало срочное совещание. С ведущими авиаперевозчиками говорили о безопасности полетов. Дело в том, в последнее время участились сбои в работе самолетов. За неполный месяц воздушные судна «Эйр Астаны» трижды садились экстренно из-за отказа двигателя и неисправности системы. Во всех случаях экипаж действовал грамотно. Опытные летчики, опрошенные командой «Избранного» полагают, что дефекты могли произойти уже в воздухе, поскольку наземная служба никогда не относится к проверкам тяжелой техники халатно.
Макаш Абишев, ветеран авиации:
Неисправным самолетам вылетать запрещено. Если это случилось в полете, как вот в данном случае. Это может быть конструктивный недостаток. Это может быть дефект появился в той или иной запчасти. Поэтому это, конечно, не нормальное явление, но такие вещи получаются и спрогнозировать его невозможно.