Международный скандал разгорелся между Нидерландами и Турцией. Дошло до того, что страны полностью прекратили дипломатические контакты. Официальная Анкара даже грозится выйти из соглашения с Евросоюзом о миграции и закрыть воздушное пространство для Нидерландов. А некоторые европейские дипломаты уже стали персонами НОН-ГРАНТА в Турции. А все началось с того, что нидерландские власти не разрешили высокопоставленным турецким чиновникам выступить в Роттердаме перед своими земляками. Самолет министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и вовсе не смог съесть в аэропорту. Не дали допуск. Опрошенные командой «Избранного» эксперты считают, что возникший конфликт стороны используют в свою пользу, чтобы заработать очки перед избирателями. Мол, видите, как мы защищаем интересы Родины. Наш международный обозреватель Анара Сюмбаева следит за ситуацией.
Разъяренная толпа, водометы и полицейские. Так отреагировали нидерландские турки на действия властей против официальных лиц Анкары. Турецкие министры должны были выступить перед своими соотечественниками. В Старом свете их проживает - миллионы. Сначала голландские власти не дали посадить самолет главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. Позже не дали допуск другому дипломату - министру по делам семьи и социальной политики Фатмэ Бетюль Сайян Кайя. Она не смогла даже въехать на территорию посольства Турции. Ее выдворили в Германию. Нидерландские власти объяснили все обтекаемой формулировкой «из соображений безопасности».
Марк Рютте, премьер-министр Нидерландов:
Турецкий министр не должен вести агитацию в Нидерландах среди граждан нашей страны. Даже если у кого-то из них есть турецкие паспорта, они в первую очередь граждане Нидерландов. Нам было очень трудно вести диалог с турецкой стороной, и, в конце концов нашей стране начали угрожать санкциями. Естественно, мы не будем вести переговоры на таких условиях.
Реакция официальной Анкары была более чем резкой. Президент Реджеп Эрдоган обвинил Нидерланды в нацизме и назвал страну «банановой республикой». День спустя приказал прекратить все политические контакты с Амстердамом.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции:
Рютте, ваша партия, возможно, заняла первое место на выборах, но вы должны знать, что вы потеряли дружбу Турции. Он говорит, что он может пообедать с турецким премьер-министром после выборов. У нас нет такого премьера, который бы пошел с вами обедать. Забудьте об этом. Вы потеряли нас. Мы поговорим подробно с теми, кто предпринимает эти действия против Турции, и Германия играет главную роль здесь.
Голландцы оказались не первыми, кто не дал выступить турецким властям перед своими согражданами. В Германии, где проживает одна из самых многочисленных турецких диаспор, тоже было отменено несколько выступлений. Берлин, как и ожидалось, полностью поддержал союзников.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ:
Я отвергаю риторические и другие нацистские сравнения по отношению к Германии со стороны турецких деятелей. Эти сравнения вводят в заблуждение и принижают страдания. Это совершенно неприемлемо.
К слову, именно Марк Рютте, спустя пару дней после инцидента с Турцией, принял участие в парламентских выборах Нидерландов и,.. выиграл их, обойдя своего ближайшего конкурента, ультраправого евроскептика Герта Вилдерса. И, судя по данным опросов, именно конфликт с Турцией добавил ему недостающих голосов. Примерно то же самое можно сказать и об Анкаре. Все выглядит очень пристойно, мол, руководство страны отстаивает честь государства и не боится дать отпор Европе. Да и лишние голоса во время предстоящего референдума в пользу увеличения президентских полномочий, не помешают, считают опрошенные нами эксперты.
Аскар Нурша, политолог при фонде Первого Президента РК:
Речь идет о том, что и Турция, и Нидерланды, в данном конфликте решали свои сугубо личные политические задачи, и эти задачи вошли в очень жесткое противостояние. И власти Нидерландов, и власти Турции используют вот это раздувшееся пламя полемики, чтобы привлечь максимально сторонников. Анкара пытается выглядеть защитником интересов турецкой общины. Власти Нидерландов, напротив, стремятся показать, что они защищают интересы своей стороны, что они не поддаются под давление, под различные ситуации со стороны Турции, поэтому и те, и другие сейчас активно пиарятся в свою пользу.
Кен Байдарол, эксперт по Евросоюзу:
Голландское правительство решило, что если наши министры поедут туда и выступят, это может привести к серьезному снижению их голосов. Именно поэтому они отреагировали таким образом. Если мы посмотрим с турецкой точки зрения, правящая партия Справедливости и Развития, нашла новую платформу. Мы можем говорить о взаимных выгодах на правительственном уровне от этой конфронтации, но, к сожалению, здесь нет победителя.
Тем не менее, конфликт между двумя странами обнажил все подводные камни в отношениях как внутри ЕС, так и с Анкарой, считают эксперты. Турки давно стремятся в плотно закрытые двери Евросоюза, и, похоже, уже начинают терять терпение. Европейское сообщество тоже недовольно «сползанием Турции в авторитаризм», особенно на фоне репрессий и массовых арестов после попытки госпереворота. Масло в огонь добавляют, и частые угрозы Анкары выйти из миграционной сделки с Евросоюзом. Что же касается конкретно этих двух стран, то эксперты считают, вряд ли это приведет к чему-то серьезному, учитывая, что оба государства являются членами НАТО.
Анара Сюмбаева