Қазақша Полная версия

В Казахстане начали использовать коноплю в промышленных целях

  • AstanaTV
  • 07 май 2017
  • 2218

С этого года по всей стране героиновых наркоманов лечат метадоновой терапией. До этого в течение восьми лет программа работала в пилотном режиме. Она в разы дешевле обычной практики. Доза препарата обходится государству всего в 200 тенге, тогда как на лечение в стационаре ежедневно уходит до 9 тысяч на одного человека. Пациент выпивает сироп, чтобы снять ломку. В беседе с нами наркоманы со стажем признались, что уже не тянутся к игле, даже при виде готовой дозы.  Приживется ли метадоновая терапия и неужели в Казахстане задумались над легализацией марихуаны в медицинских целях. Кстати, мало кто знает, что каннабис в нашей стране давно используют в промышленности. Адиль Онербаев проработал тему со всех сторон. 

Александр Ватулин, наркозависимый:

Теперь мне легче, сейчас в данный момент никакого тяготения и пристрастия нет. Даже бывают ситуации, когда захожу к людям, которые раздают шприцы или на моих глазах варят, наркотик делают, у меня нет никакого желания, полностью отбило.

Так уверенно и с глазами, полными надежд на возвращение кнормальной  жизни, Александр рассказывает о действии метадона. Наркоман со стажем начал принимать заместительный препарат 3 месяца назад, до этого почти 30 лет не мог бросить героин. Действенное лекарство, сироп или настоящий наркотик. Свою пользу метадон уже давно доказал, говорят медики. За 8 лет программу заместительной терапии прошли 1100 казахстанцев, вылечились от наркомании 15%.

Житель Павлодара Владимир один из первых в Казахстане испробовал на себе метадон. Помогло. Спустя полгода участия в программе мужчине удалось бросить и сам препарат. Но проблемы на этом не закончились, говорит Владимир. В обществе принимающих метадон тоже называют зависимыми и стараются избегать, уверяет мужчина.

Владимир:

Они считают, может быть, что люди, которые сильно не хорошо осознают эту программу, считают, что метадон это и есть наркотик, думают, чем его заменили героин на метадон что ли?

Бороться с недопониманием  будут на законодательном уровне, уверяют медики. В скором времени принимающих метадон не будут ставить на  учет в наркологии, они смогут водить автомобиль и устраиваться на работу без предоставления справок об участии в заместительной терапии. Такую информацию необходимо будет предоставить лишь при устройстве на госслужбу и при приобретении оружия.

Бакытжан Нуралиев, заместитель директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья.

Те пациенты, которые будут находиться на метадоновой терапии, те пациенты, которые состоят у нас на диспансерном учете, они не будут официализироваться при запросе устройства на работу, при принятии, когда они захотят взять кредит.

Таким образом, по мнению медиков, количество принимающих метадон увеличится в разы. Сейчас по официальным данным заместительную терапию получают 334 казахстанца почти во всех крупных городах страны: Алматы, Атырау, Шымкент, Караганда и другие. В будущем году прибавятся Астана, Кокшетау, Кызылорда, Петропавловск, Талдыкорган.

В планах у общественников добиться и упразднения правила регулярного посещения специальных кабинетов для приема метадона, его возможно разрешат брать с собой и перевозить по территории страны. Но, пожалуй, самое важное то, что бюджету такое лечение наркозависимых обходится в десятки раз дешевле обычного медикаментозного. Один день процедур в стационаре для одного пациента обходится государству 8-9 тысяч тенге, а дневная доза метадона 200 тенге, в переводе на сотни пациентов, государство экономит сотни миллионов тенге.

И если легализация одного наркотика благотворно повлияла на наркоманов, почему бы не легализовать и другой популярный вид? Например, марихуану. Такую идею на неделе высказал глава Нацбанка Кыргызстана. По мнению чиновника соседней страны, легализация марихуаны повысит туристическую привлекательность. Правда, это была больше шутка на злобу дня, чем серьезное предложение. Некоторые же казахстанские парламентарии  допускают возможность легализации  канабиса. Но только в медицинских целях.

Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса парламента РК, член фракции «КНПК»:

По части использования наркотических растений или веществ, как называют, может быть, как марихуана. Его, мне кажется, настало время применения в медицинских целях, потому что во многих странах это применяется.

Гульнар Иксанова, депутат мажилиса парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:

Я здесь не вижу никаких проблем, если это будет использоваться именно для снятия сильнейших болей, которые носят дискомфорт и даже вредны здоровью и жизни человека. Если это будет под контролем государства.

«Легендарная» Шуйская долина. Здесь регулярно собирают десятки тонн готового порошка, нелегальный бизнес процветает, несмотря на постоянное ужесточение ответственности за наркоторговлю. Уничтожить раз и навсегда дикие плантации пытались еще в советский период, но долина плодородна по сей день.

Женис Бегманов, руководитель управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Жамбылской области:

Приезжают в летнее время, весной, нанимаются чабанами, разнорабочими на фазендах, фермах. И в течение лета они изготавливают, потом закапывают, так называемые схроны, и осенью, зимой они вывозят их. В зимнее время оно востребовано, так как дефицитом является.

Для борьбы с наркоторговцами даже создали спецподразделение под кодовым названием «Дельта долина», силовики ежедневно объезжают все участки, ловят наркоторговцев. Ежегодно сотрудники полиции изымают 20 тонн марихуаны, сколько уходит на черный рынок блюстителям порядка неизвестно. 

А  в Алматинской области не уничтожают, а наоборот высаживают поля конопли. Растение используют в промышленных целях. Бизнесмены признаются, выращивать коноплю выгодно: из одного ростка 3 вида сырья – волокно, зерно, древесная кастра.

Максим Скрынник, генеральный директор ТОО «KazHemp»:

Полезные свойства самого растения. Когда ты под микроскопом начинаешь рассматривать, та структура волокна, которая в ней присутствует, она замечательно подходит под целлюлозу и под текстиль. Это одно из самых прочных волокон в мире, если не самое прочное. Во-вторых, структура волокна из нее можно сделать бумагу, то на что мы в будущем ориентируемся, от самой элементарной яичные лотки, до банкнот, вот доллар сделан из конопляной целлюлозы.

На первом этапе предприниматель Максим Скрынник отправляет сырье в Европу, где уже давно работают заводы по производству пищевых добавок, текстиля, офисной бумаги из конопли. Конечно, наркотика в сырье и в готовом продукте нет. Построить такое же производство в нашей стране бизнесмен планирует через 3 года. А что касается Шуйской долины, то по словам предпринимателя, желающие заняться созданием лекарств из казахстанской марихуаны уже есть. И возможно в скором времени в Жамбылской области запустят и фармпроизводство. 

Адиль Онербаев, Медет Исапанов, Александр Вервекин, Нурлан Альмухамбетов, Данияр Алимкул, Дауренбек Багдаулет, специально для программы «Избранное за неделю».