Сирийского беженца четверо суток продержали в аэропорту Алматы

  • AstanaTV
  • 16 апрель 2017

Несмотря на обострение ситуации в Сирии, Казахстан готовится к следующему раунду «астанинского процесса». Встреча может состояться уже в мае. Но прежде должно быть проведено срочное расследование химической атаки, считают в отечественном МИДе. По последним данным ООН, число сирийских беженцев на Ближнем Востоке превысило уже 5 млн. человек. Это треть населения арабского государства. Бегут из «горячей точки» не только в Европу. Последнее пристанище граждане Сирии находят и в Казахстане. Алладин Альсарим проделал большой  путь из родного Идлиба, который и подвергся химической атаке. Через Ливан и Турцию первым рейсом попал в Алматы. Но на этом проблемы не закончились, его целых 4 дня продержали в таможенной зоне аэропорта. Теперь он пытается получить статус беженца. в Сирии у него остались жена и трое детей. Репортаж Адиля Онербаева.

Сирия, провинция Идлиб. Эти кадры, облетевщие мировую паутину,  стали главной темой обсуждения.  По некоторым данным, предполагаемая химическая атака унесла жизни около 70 человек, преимущественно женщин и детей. Канал «Аль-Джазира» привел еще более серьезные цифры – количество погибших не менее 100 человек. До сих пор точно не ясно, кто стоит за этой трагедией. Ответная реакция США против режима Башара Ассада последовала практически сразу, именно на него в Пентагоне и возложили ответственность за химическую атаку.

Пока споры о правомерности действий армии США продолжаются на политических помостах, сами сирийцы продолжают бежать из страны. Некоторые осели в Казахстане.  

Усама Нуралдин, беженец из Сирии:

У меня здесь супруга местная, трое детей здесь родились, старший учится в школе 8 класс. Здесь спокойно, мирно, это главное. Взрывы, смерть каждую минуту увидишь, кидают бомбы, кидают ракеты. Много стало банд, люди делают, сами по себе собираются и делают себе армии или группировки. Грабят, похищают людей, просят за них деньги.

Усама Нуралдин выбрал Казахстан в качестве нового дома еще 17 лет назад, женился на алматинке, воспитывает троих детей, занимается бизнесом. Но, несмотря на это, в паспорте у него значится - «Беженец». Это официальный статус, который мужчина вынужден подтверждать ежегодно.

Алладин Альсарим, беженец из Сирии:

 4 дня держали. Говорит, почему сюда прилетели? Я сказал, вот у меня виза есть, показал паспорт, а он не верит мне.

Земляк Усамы Нуралдина - Алладин - только в начале пути получения  статуса беженца. Прилетел в Алматы две недели назад. Первая встреча с пограничниками оказалась неудачной. По словам сирийца, в транзитной зоне аэропорта  ему пришлось пробыть 4 дня. Дом мужчины разрушили  во время бомбардировки. На родине осталась жена и трое детей. В Казахстане Алладин надеется найти свое пристанище, после намерен  перевезти  семью.

Усама Нуралдин, беженец из Сирии:

Надеемся, что он получит статус беженца здесь. Хотя бы время, чтобы он просто на ноги встал и сообразил, что ему делать дальше. А если сейчас его оставить без документов, отправим его обратно к смерти в Сирию, получается, там только смерть сейчас.

Но получить заветную графу в документе не просто, говорят в бюро по правам человека. По официальным данным организации, с 1998 года статус беженца в Казахстане получили 700 человек, хотя ежегодно только в бюро по вопросу  обретения  статуса обращаются несколько сотен человек. Почти 90% беженцев прибывают в нашу страну из Афганистана, единицы из Сирии, Палестины, Йемена, Египта, Сомали и из других неспокойных стран. Решают судьбу беженцев в специальной комиссии при миграционной полиции. Состав комиссии почти всегда одинаков: сотрудники миграционки, КНБ, акимата и представители международных организации ООН и бюро по правам человека. Однако,  последние не имеют права голоса, выступают лишь в качестве наблюдателей.

Гульмира Куатбекова, юрист казахстанского международного бюро по правам человека:

После того как уполномоченные органы дают отказ,  естественно, очень тяжело доказывать в судебных инстанциях. Не было случаев, чтобы удовлетворили данное заявление. Опираются естественно на 72 статью, где обе стороны должны предоставить доказательства. Но, поймите сами, как лицо, ищущее убежище, может предоставить доказательство? Каким образом? Он не будет к полевым командирам идти или талибам или исламским группировкам говорить, дайте какое-нибудь подтверждение, что вы в любое время можете меня убить.

Мохаммад Асиф Пардис, беженец из Афганистана (перевод):

Он говорит: «Мы вам дадим яд, а вы должны подсыпать его в воду в школе, чтобы дети отправились и погибли». Я сказал: «Зачем мне это делать, ведь это маленькие дети. Это плохое дело». Он мне говорит, что они завтра станут кафирами (неверующими) и не будут мусульманами. Я отказался и сказал, что не буду этого делать, и отключил телефон.

Этот рассказ был единственным доказательством того, что жизни Мохаммада Асиф угрожает реальная опасность на родине в Афганистане. Два года назад комиссия приняла все сведения мужчины и дала одобрение на статус беженца. За это время гражданин Афганистана успел найти работу и жилье, два месяца назад в Шымкент перебралась и его семья. Но недавно  Мохаммаду в продлении статуса беженца отказали.

Нурдаулет Толегенулы, начальник управления миграционной полиции ДВД ЮКО:

Здесь их заинтересованность экономическая. Так как здесь у нас экономически развивающая страна. Здесь много перспектив, работы, и иностранцы многие приезжают сюда в поисках работы. Чтобы здесь остаться необходим сбор, необходимых документов. Многие не хотят и подают заявление в получении статуса беженца.

В мировой практике обязательства по поиску доказательств на себя берут сотрудники уполномоченного органа страны пребывания беженца - та же миграционная полиция. В Казахстане наоборот. Желающие получить статус беженца сами должны предоставить подтверждение того, что на родине их преследуют по политическим мотивам, либо им угрожает опасность, либо они попадают под  расовую дискриминацию. Доказать все это довольно сложно. Поэтому, как правило, в получении желанного статуса мигрантам отказывают.

Адиль Онербаев, Марат Калдыбаев, Бахрам Талибжанов и Серик Таласов специально для программы «Избранное за неделю»