Двести сорок миллионов долларов Казахстан займёт у Азиатского банка развития на реконструкцию дороги Актобе-Макат. Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек убеждал сегодня Мажилис в оправданности такого большого кредита. Мол, деньги позволят отремонтировать почти 300 километров дорог. Ольга Чапурина о внешних займах и скоростемерах.
Ольга Чапурина, корреспондент:
Очередной внешний займ. На этот раз Казахстан берет деньги у Азиатского банка развития. Средства, как уточнил Женис Касымбек, пойдут на реконструкцию почти 300 км дороги Актобе-Макат. В общей сложности предполагаемая сумма затрат на этот участок, по данным министра, 273 млн долларов. Чуть больше 240 миллионов долларов планируется взять у Азиатского банка, еще около 33 миллионов выделит республиканский бюджет. На ремонт дополнительных 156 км этой же дороги наша страна занимает уже у Исламского банка. Правда, в этом случае глава ведомства затруднился уточнить сумму. Постарался убедить, что дорога стоит таких средств.
Женис Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
Там будет более 150 различных инженерных сооружений, 11 переходов, 39 скотопрогонов. Это не просто двухполосная дорога, а земельное полотно, земляное полотно 15 метров в ширину. Это второй категории дорога, то есть она переводится в улучшенную. Плюс это асфальтобетон и нагрузка на ось будет 13 тонн.
Реконструкция дороги будет иметь и важное экономическое значение, - продолжал аргументировать Касымбек. Она даст выход Прикаспийскому региону на рынки Китая, России и Юго-Восточной Азии. Однако мажилисмен Сергей Симонов вспомнил, что дорога ждала финансирования еще в 2015 году. А ее строительство должны были завершить в 2019 году. Теперь сроки сдвигаются на 2021.
Сергей Симонов, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Ее разбили на три неравномерных участка с разными источниками финансирования - это Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Нацфонд. А завершение строительства теперь планируется на 2021 год. У меня вопрос, чем все-таки связана задержка подписания соглашения о займе и почему на одну дорогу мы привлекаем два разных банка?
Задержку министр объяснил тем, что в стране одновременно реконструируется четыре с половиной тысячи километров дорог. И разом привлечь деньги из бюджета на столь масштабный проект - накладно. Кроме того, Казахстан по вопросам кредитов сотрудничает с четырьмя банками, которые выдают ограниченные суммы займов.
Женис Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
У этих банков есть лимиты на регион на страны. И, исходя из этих лимитов, естественно, участки были поделены. То есть, если мы «Западная Европа - Западный Китай» работали с одним банком - со Всемирным банком, то на этих участках у Исламского и Азиатского банка полностью денег на всех участках нет. Всемирный банк работает на других участках. Европейский, в основном, на юге работает.
В итоге Мажилис одобрил ратификацию соглашения о займе между Казахстаном и Азиатским Банком Развития. Срок кредита - 18 лет. Ставка вознаграждения - 0,6%. Продолжая тему дорог, один из депутатов обратился с запросом к премьер-министру страны. По поводу трассы Астана-Щучинск. Нурлан Дулатбеков обеспокоен ростом ДТП на этом участке. Число аварий за прошлый год там выросло на 70 процентов. В них погибли 88 человек, - уточнил мажилисмен.
Нурлан Дулатбеков, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Анализ показал, что основными причинами совершенных ДТП с гибелью людей является несоблюдение водителями правил дорожного движения, а именно - превышение скорости, несоблюдение дистанции, наезд на пешеходов и иные нарушения. Кроме того, гибель людей в ДТП в данной платной дороге наблюдается во время активного отдыха граждан в Щучинско-Боровской курортной зоне.
Ольга Чапурина, корреспондент:
Депутат уверен, что правительству нужно обратить внимание на международный опыт и начать ограничивать скорость движения по таким трассам. Для этого мажилисмен посоветовал установить по всей дороге от Астаны до Щучинска скоростемеры.
О. ЧАПУРИНА