Несмотря на снижение торговли, Казахстан продолжает инвестировать в грузинскую экономику. Но эти средства будут возвращены с плюсом, сказал в интервью «Избранному» посол нашей страны в Грузии Ермухамбет Ертысбаев. Вполне возможно, что через Батумский порт увеличат поставки кашаганской нефти на внешние рынки. По мнению дипломата, Казахстану сейчас нужно предлагать грузинским миллиардерам крупные проекты именно в нефтяной отрасли. Вашему вниманию рубрика «Эксперт».
Карима Куралова, корреспондент:
Ермухамет Кабидинович, спасибо, что приехали в студию нашего телеканала. И первый вопрос, как говорится, по горячим следам. Вчера Глава государства на совместной пресс-конференции, прошедшей в рамках официального визита Президента Грузии, отметил важность транспортных коридоров, которые проходят через Грузию, обратив внимание на тарифы. Скажите, работа в этом направлении ведется? Возможно, профильные ведомства двух стран обсуждают какие-то конкретные параметры?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Грузии:
В апреле 13 года я приступил к работе, в первую очередь мы проанализировали, почему товарооборот между РК и Грузией с 2008 по 12 года начал с каждым годом падать. И когда мы провели анализ, то пришли к выводу, что нужен единый железнодорожный тариф, и, в общем-то, очень близко к этому подошли. Непросто подошли, подписали важные документы по созданию транспортного консорциума. + и сразу активировался казахстанский бизнес. +Если раньше через батумский порт, который кстати на 49 лет в аренду Казахстан взял у Грузии, шли в основном, нефтепродукты и отчасти зерно, то в этом году казахстанский экспорт начал доминировать над грузинским.
Карима Куралова, корреспондент:
Президент неоднократно говорил о том, что привлечением инвесторского капитала должно заниматься и Министерство иностранных дел через наши посольства за рубежом. За время вашей, уже 4-х летней работы в качестве посла в Грузии, что удалось сделать в части работы с инвесторами?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Грузии:
Вы понимаете, в чем специфика Грузии. Грузия - это единственная страна, в экономику которой Казахстан вложил инвестиции и очень большие инвестиции, кстати. Наш президент на переговорах с президентов Грузии Георгием Маргелашвили особенно акцентировал внимание на этом факте и президент очень спокойно, доверительно и в тоже время твердо сказал - мы вложили очень большие деньги и я надеюсь, что все казахские инвестиции будут возвращаемы, и мы сможем их возвратить с плюсом, как говорится, иначе зачем инвестировать. Причем мы инвестировали в очень тяжелые годы для Грузии. Эти казахские наши деньги очень сильно помогли грузинской экономике. Когда приезжаете в Тбилиси, допустим, все восхищаются отелем «Рэдиссон» или отель «Рэдиссон» в Батуми, набережная в Батуми великолепная, она километров 10-12, все восхищаются ею и другие объекты.
Карима Куралова, корреспондент:
Вы сказали, что грузинским миллиардерам Казахстану нужно предложить какие-то интересные инвестиционные проекты. А что вы под этим подразумеваете?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Грузии:
Например, нефть и газ… Понимаете, да? Это не так просто. Почему, потому что крупнейшие нефтяные компании, начиная с «Шеврона», «Аджип» и там я не знаю, «Эни» они уже давно, почти четверть века работают в западном Казахстане и все те объекты, которые привлекали бы большой интерес толстосумов, они уже давно распределены, вот о чем я говорю.
Карима Куралова, корреспондент:
Какова перспектива дальнейшего развития порта Батуми, который управляется нацкомпанией «КазТрансОйл»?
Ермухамет Ертысбаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Грузии:
Перспективы какие. Порт работает, терминал наш, наши люди управляют реально. Трудно очень конкурировать, это хороший вопрос, трудно конкурировать с двумя другими портами в Поте и Кулеви, они находятся недалеко от Батуми и где активно работают азербайджанцы. Перспективы будут зависеть от нашего менеджмента, сноровки, изобретательности. От того насколько они смогут привлечь поток тех же нефтепродуктов. И кстати, наш президент в переговорах вчера акцентировал внимание на том, что «Кашаган» заработал. Сейчас около 80 миллионов тонн Казахстан прооизводит, будет сто, а может еще больше. Мы заинтересованы, чтобы усилить товаропоток и не только нефтепродуктов через батумский порт.