С нового учебного года в казахстанских школах вводится полный запрет на использование смартфонов - даже на переменах
С 1 сентября 2025 года ученики казахстанских школ, включая «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ), столкнутся с новыми правилами цифрового поведения. Министерство просвещения ужесточает требования: теперь смартфоны и другие гаджеты нельзя будет использовать не только на уроках, но и во время перемен.
Ограничения ради здоровья
Запрет коснётся не только телефонов, но и планшетов, умных часов и других персональных устройств - на протяжении всего учебного дня. Как пояснили в НИШ, такой шаг основан на международных исследованиях, доказывающих, что чрезмерное использование цифровых технологий негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии, сне, способности концентрироваться, физической активности и навыках общения школьников.
Чем заменят гаджеты?
Чтобы ученики не ощутили дискомфорта, школы адаптируют учебный процесс:
-
Введены «смарт-зоны» с ноутбуками для учебных задач.
-
Обеспечена выдача бумажных учебных материалов.
-
Связь с родителями будет осуществляться по стационарным телефонам или с помощью простых кнопочных мобильников.
-
На переменах школьников будут привлекать к активностям, которые развивают живое общение и движение.
Поддержка на уровне парламента
Один из главных сторонников инициативы - депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов. Он напомнил, что даже находящийся рядом, но неактивный смартфон способен снижать концентрацию и умственные показатели.
Проще убрать искушение, чем потом бороться с его последствиями. Особенно если речь о детях, - отметил он.
Депутат также сослался на книгу The Anxious Generation, в которой описывается вред постоянной цифровой доступности для подростковой психики.
По данным одного из свежих международных исследований, проведённого в марте 2025 года, признаки цифровой зависимости зафиксированы почти у половины студентов (48%), а среди девушек - у 57,6%. Основное время уходит на соцсети, в ущерб сну, обучению и живому общению.
Цель - цифровая гигиена, а не контроль
В конечном счёте, по словам представителей НИШ, эти меры направлены не на ограничение свободы, а на воспитание у школьников устойчивых и здоровых цифровых привычек.