Эксперты прогнозируют рост цен на 10–15% у станций, но предупреждают: не все покупатели готовы мириться с вибрацией и шумом надземного транспорта
По данным аналитиков портала Krisha.kz, с июня по август 2025 года упоминания LRT в объявлениях выросли на 10%. При этом продавцы разделились на два лагеря: одни активно подчеркивают близость к будущей станции как ключевое преимущество, другие - наоборот - делают акцент на том, что их дом «расположен подальше от трассы» или «окна выходят во двор, а не на пути».
Два лица LRT: удобство vs. дискомфорт
Основные опасения потенциальных жильцов связаны с шумом, вибрацией и визуальным воздействием надземного транспорта. Особенно осторожно к таким объектам относятся покупатели средних этажей (с 3-го по 9-й), где риск шумового дискомфорта выше. В ответ на эти опасения в акимате Астаны заявили, что при строительстве используются современные рельсовые крепления, призванные снизить уровень шума и вибрации. Однако реальная эффективность решений станет ясна только после запуска системы.
Цены пойдут вверх - но не везде
Эксперты уверены: после запуска LRT стоимость жилья и коммерческой недвижимости вблизи станций вырастет. По оценкам, рост может составить 10–15%, как это уже происходило в Алматы после открытия метро.
Опыт Алматы показывает: недвижимость у станций становится не только дороже, но и значительно более ликвидной, - отмечает Имран Османов, руководитель отдела продаж Krisha.kz.
Он добавляет, что в Астане LRT особенно повысит привлекательность районов вдоль трассы для студентов, офисных работников и арендаторов, ценящих транспортную доступность.
В то же время, надземный характер LRT создаёт и обратный эффект: шум, скопление пассажиров и визуальная «нагрузка» могут отпугнуть часть покупателей, предпочитающих тишину и уединение. В результате LRT станет не просто транспортным проектом, а фактором дифференциации рынка: одни районы и квартиры станут желаннее, другие - менее востребованными.
LRT в цифрах:
- Протяжённость линии: 22,4 км
- Количество станций: 18
- Подвижной состав: 19 беспилотных поездов
- Тестовый запуск: сентябрь 2025 года
- Полноценная эксплуатация: 2026 год
- Пропускная способность: до 25 000 пассажиров в сутки
- Стоимость проезда: около 200 тенге
Таким образом, LRT не просто изменит транспортную карту Астаны - он начнёт формировать два типа жилых зон: «транзитные» - с высокой доступностью и ценами, и «тихие» - вдали от линии, но с другим набором преимуществ.