Стройкомпания из 30 человек "построила" 9 девятиэтажных домов, - мажилисмен

Иллюстративное фото pixabay.com

Депутатский запрос член фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинұлы направил премьер-министру Олжасу Бектенову о казахстанском содержании в госзакупках, передаёт Astana TV.

Сегодня в Казахстане ежегодно реализуются регулируемые закупки — это не только государственные заказы, но и закупки компаний квазигосударственного сектора и недропользователей. По данным депутата, их совокупный объём доходит до 30 триллионов тенге. Это – огромные средства, которые должны работать на казахстанцев и обеспечивать развитие национальной экономики. Однако реальная картина вызывает серьёзные вопросы у мажилисмена/

В качестве примера он привел конкретный случай:

Одна из компаний, у которой официально числится всего 31 сотрудник, сдала по программе приобретения жилья 495 квартир. Это — эквивалент девяти полноценных девятиэтажных домов, где должны трудится более 700 человек, то есть в 20 раз больше, чем указано в штате. Возникает закономерный вопрос: как возможно построить такой объём, если для этого нужно привлекать до тысячи работников, а их всего 31? И это происходит по всей стране.

Анализ, по данным Нажметдинұлы, показывает, что подобные компании массово участвуют в государственных и квазигосударственных проектах, являясь бенефициарами госзаказов на десятки и даже сотни миллиардов тенге:

Они параллельно строят социальные объекты, школы, больницы, инфраструктуру и жильё, несмотря на то, что фактически не располагают ни рабочими силами, ни производственными мощностями. Это означает, что большая часть реальных работ выполняется неофициально — “в тени”, зачастую силами гастарбайтеров и неучтённых рабочих, по которым не выплачиваются налоги, социальные отчисления. То есть, по сути, государственные деньги уходят за пределы Казахстана, финансируя иностранные семьи, а не казахстанских граждан, для которых эти программы изначально создавались.

Депутат считает, что такая ситуация стала возможной из-за системного пробела в нормативных актах:

Когда мы принимали Закон о государственных закупках, в подзаконных актах и правилах не были закреплены минимальные стандарты по фонду оплаты труда, ресурсным сметам и обязательным социальным отчислениям. Госорганы забыли указать, что в квал. требованиях или в договорах подряда должны быть учтены: ИПН (индивидуальный подоходный налог), социальные и пенсионные взносы, медицинское страхование, а также контроль по ресурсной смете и реальной численности работников. Эти ключевые параметры отсутствуют и во внутренних правилах закупок квазигосударственных компаний, хотя именно через них проходит огромный объём государственных инвестиций. И сегодня можно уверенно сказать, что в этом направлении государственная система контроля провалилась.

Мы декларируем приоритет отечественного содержания (ТРУ — товары, работы, услуги), но на практике, считает мажилисмен, казахстанское содержание формально присутствует только на бумаге:

В реальности рабочие руки на стройках — иностранные, а налоги уходят мимо бюджета. Если бы эти средства работали на казахстанцев, мы бы уже сегодня видели меньше безработицы, меньше социальных выплат, и больше устойчивости в семьях, особенно в Год рабочих профессий, объявленный Президентом. Мною уже проведена значительная работа с вице-премьером по экономическому блоку Сериком Жумангариным, а также Министерством труда и социальной защиты. Достигнута договорённость о необходимости вынести этот вопрос на уровень Правительства как одну из ключевых проблем системного характера.

В связи с этим Нажметдинұлы просит:

 1. Поручить профильным министерствам внести изменения в правила закупок, закрепив обязательные минимальные требования к фонду оплаты труда, налогам и социальным отчислениям.

 2. Провести проверку по фактам участия компаний с минимальным штатом в крупных госинвестпроектах, определить источники фактического выполнения работ (список прилагается) на предмет до начисления.

 3. Разработать механизм контроля за реальной занятостью на объектах строительства с использованием интеграции систем Министерство труда и социальной защиты, министерство промышленности и строительства и министерство финансов.

 4. Обеспечить персональную ответственность уполномоченных органов за фактическое исполнение требований по казахстанскому содержанию (ТРУ).

Каждая бюджетная тенге должна возвращаться в экономику Казахстана, и работать на наших граждан, их семьи и будущее страны, – заключил депутат.