После многочисленных авиационных происшествий в Казахстане началась масштабная проверка. Выявляют самолеты, не имеющие сертификата летной годности. Такие воздушные суда угрожают безопасности полетов. владельцев же будут наказывать, вплоть до уголовной ответственности, - сказала «Избранному» и.о. главы Комитета гражданской авиации Тоты Амирова. Почему в стране не обновляется авиационный парк, и на какой стадии находятся расследования последних катастроф? Главный государственный авиационный инспектор Тоты Амирова в эксклюзивном интервью впервые ответила и на жалобу в свой адрес со стороны ее подчиненных.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Добрый день. Спасибо, что нашли время для интервью. Прошло уже 100 дней, как Вас назначили главным государственным авиационным инспектором. Что изменилось за это время?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Я не могу сказать, что изменилось кардинально все, но в принципе изменения у нас происходят. Мы прошли еще 1 аудит ИКАО и в принципе надеемся, что будет успешно. Это по авиационной безопасности. Также мы продолжаем свою деятельность контроля надзора. Помогаем авиакомпаниям вставать на ноги. И сейчас мы разрабатываем новую концепцию. Это развитие региональных аэродромов. Областные центры будем связывать с небольшими городами или с большими поселками. 16 аэродромов будут реанимированы, должны заключаться контракты, определяться авиакомпании, которые будут эксплуатировать эти воздушные суда. Со сложностями сталкиваться приходиться. Сказать, что у нас нет проблем, это было бы не правдой. Конечно, проблем много. Пытаемся найти специалистов. Те люди, которые не работают над собой, которые находились в кабинете и долгое время занимали одну позицию 10-15 лет, человек естественно не растет ни профессионально ни морально. То есть, человек деградирует. Это известно, не я придмуала. Эти люди должны идти на производство, поднимать свой профессионализм, квалификацию или же в таком случае, если человек не хочет меняться, он должен уступить место другим. Казахстанская авиация когда оказалась в «черном спсике», это было не из за наших предприятий, это было из-за того, что Комитет гарждаснкой авиации остатл. Мы пришли сюда и вытащили с «черного списка» и сейчас у нас 5 компаний имеют лицензии, чтобы летать за границу, в Европу. Но если человек совсем ленив и не хочет над собой работать, я думаю, что нужно избавляться. Потому что так не бывает. Это не благотворительаня организация, чтобы поддерживать людей, которые топмозят.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Прокомментируйте информацию о том, что в ваш адрес поступила жалоба от сотрудников Комитета гражданской авиации. Вы можете это подтвердить?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Да, я подтверждаю. Жалоба поступила и сейчас работает комиссия над этой жалобой. В комиссии находятся 8 человек и из них 7 никогда не работали в авиации. Я считаю, что они не всегда могут понять мои действия. Иногад нужно быстро и срочно принимать жесткие меры или же совсем не прнинимать никаких мер, потому что, ты уже знаешь, что последует за этим. Ты можешь проанализировать, чем это закончится. Иногда бывает, что бездействие приводит к достаточно плачевным результатам. Поэтому вас может понять только профессионал. Стараюсь привлечь кадры с отрасли, приглашаю их и в принципе у анс постепенно собирается команда, которая действительно квалифицирована. Конечно, я понимаю, что это людей беспокоит. Но, если какие то есть доказательства, пожалуйства, человек должен идти в суд и доказывать это. А так, вот нам не нравится стиль управления. Вполне возможно. То есть, тот стиль управления, который был, люди релаксируют или могут по полдня находится по каким-то личным надобностям или причинам. Если вам заплати деньги, вы должны их отработать. Бесплатного не должно быть ничего, тем более, если это государсвтенаня работа. Я могу сказать, что не разу по моей причине за столько лет работы, не было, чтобы сорвался рейс или я чтобы опоздала на работу.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Вы жесткий руководитель?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Я бы не сказала, что я жесткий руководитель. Может кому-то показаться так. Даже те люди, которые писали на меня, они сколько раз ко мне подходили, чтобы я помогла. Большинству из них я протягивала руку помощи, но… я считаю, что это нормально. Потому что я иллюзии никогда не питаю.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Участившиеся ЧП в воздухе. В Главной транспортной прокуратуре связывают происшествия со старыми самолетами в малой авиации, возраст которых превышает 40 лет. Ранее эту проблему поднимали и вы. Почему десятилетиями не обновляется авиационный парк?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Большая авиация, оно приносит деньги сразу. А небольшая авиация, она естественно не всегда рентабельная. И туда капитал, инвестиции не всегда идут. Вы понимаете законы рынка. То есть, где можно заработать, туда идет предприниматель. Заставить предпринимателя, вот вы занимайтесь малой авиацией, региональной авиацией, это во первых не правильно. Мы не можем нарушать законы рынка. Заставлять в убыток работать предпринимателя мы тоже не имеем право. Региональная авиация - это перевозка не большого количества наших пассажиров, она сейчас в данный момент почти не задействована. Самолеты региональной авиации это ЯК-40 и АН-24 в данный момент они очень старые. Как вы сказали, они почти что этот парк устарел и он выходит из строя с каждым годом. Сейчас осталось наверное около 15 этих воздушных судов по всему Казахстану. Это очень-очень мало. В течение нескольких лет мы можем заменить. Мы хотим от 20 до 50 самолетов внутри Казахстана.
Ерлан Сисенов, корреспондент: По данным надзорного органа, в стране используются около 280 воздушных судов, о техническом состоянии которых ничего неизвестно. При этом, многие летают без сертификата летной годности. Это ведь может привести к очередным катастрофам. Прокомментируйте.
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Последние события обнажили очень большие проблемы. Эти самолеты, которые зарегистрированы в Казахстане, но не имеют сертификата летной годности. Сейчас мы проводим оперативную деятельность, чтобы выявить эти самолеты, выявить их владельцев. Может быть эти самолеты пришгли в негодность, что их нужно утилизировать. Но, это работа не одного месяца. Очень сложно их поймать. Прилетели, обработали поля и допустим мы услышали, вот там партизанят, они быстренько перелетели на другую территорию. Мы сейчас законодатлеьно заставляем компании и частных владелцьев, чтобы они имели маяки на борту. Если конечно выловим, то выдадим правоохранительным органам. Но, достаточно сложная задача. Конечно им грозит штраф и вплоть до уголовной ответственности, если это угрожала безопаснгости полетов.
Ерлан Сисенов, корреспондент: «Черные ящики» разбившихся казахстанских самолетов вывезли в Москву, так как восстановить самописцы в Казахстане невозможно. На какой стадии сейчас находятся расследования, в том числе и по АН-28, в котором погибли 6 человек?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Я хочу определить раз и навсегда. Комитет гражданской авиации не занимается расследованием авиационных происшествий и инцидентов. Для этого есть специальный Департамент, который расследует происшествия на транспорте. Это абсолютно отдельная структура. То есть, мы сами чтобы выдавали сертификат и лицензии и сами же себя мы не должны проверять. Как командиир самолета, допустим, я конечно могу некоторые вещи прокмментировать. Нельзя использовать горный аэродром для оубчения молодых, еще абсолютно не опытных курсантов. Это вещь очевидная, которая не вооруженным глазом. То есть это не должно было быть в помине. Если допустим пожарной машины нет на аэродроме и там самолет упал и сгорел. Это очевидные вещи, Просто это нарушение.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Недавно вы написали пост в соцсети, где раскритиковали подготовку пилотов в Академии гражданской авиации. Что вы предлагаете поменять в этой сфере?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Если в течение 20-и дней проихсодят 3 авиационных события и 2 человека погибли. Я думаю, что это уже закономерность. Эта Организация, которая допустила столько авиационных событий за столь короткое время, они должны сами остановиться и сказать, наверное мы что-то делаем не так. То есть вчерашний выпускник, который налетал 200 часов и он будет учить другого курсанта, который такой же. ТО есть, я просто в некоторых местах это меня конечно шокировало. Это нонсенс.
Ерлан Сисенов, корреспондент: Насколько реально вывести Академию гражданской авиации из под Министерства образования и науки?
Тоты Амирова, и.о. заместителя Председателя КГА МИР РК, главный государственный авиационный инспектор:
Руководители нашего министерства работают над этим, и это думаю, что в ближайшее время оно должно произойти. Потому что это нонсенс. Такого в мире нет. Или они должны называться уже другим учебным заведением и уже не выпускать летный состав. Мы выдаем лицензию и поэтому мы должны нести ответственность за это учебное заведение. Если мы выдаем лицензию лётчикам, и оно относится к Министерству образования, мы за эту лицензию должны отвечать.