За полгода у астанчан украли более 1600 сотовых телефонов. Кошельков лишились почти 360 человек. Тем не менее, в городской прокуратуре отмечают снижение карманных краж. За год их стало меньше на 11%, - уточнили нашему телеканалу. Все дело в том, что потерпевшие стали чаще отказываться от примирения сторон. И воры получают реальные тюремные сроки. Назымгуль Кумыспаева узнала, почему карманникам стало невыгодно «работать» в Астане.
Назымгуль Кумыспаева, корреспондент:
Общеизвестный факт, что кражи чаще всего происходят в общественном транспорте и в местах общего скопления людей. Это торговые дома и рынки. По данным столичной прокуратуры больше всего крадут сотовые телефоны и кошельки. Поэтому сотрудники правоохранительных органов рекомендуют, прежде чем отправится на улицу, позаботится о личных вещах и держать их при себе.
Так, за шесть месяцев этого года у жителей и гостей столицы украли 1641 сотовый телефон. В прошлом году краж было на 51 гаджет больше. А вот кошельков за этот период лишились 359 человек. В 2016 году украли 403 кошелька. Больше краж происходит в Алматинском районе, - сообщили в прокуратуре. После идет район «Сарыарка», а вот меньше всего этих преступлений приходится на левобережье столицы. При этом за полгода в городе зафиксировано 10 468 таких случаев. Это на 11% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Подобное снижение происходит впервые за пять лет, - не без гордости констатируют в прокуратуре.
Бауыржан Толегенов, старший помощник прокурора г. Астана:
За пять лет я проанализировал совершения краж. Было зарегистрировано свыше 102 тысячи краж. И вот именно тенденция, что за 6 месяцев было совершено 10 тысяч краж. Это впервые наблюдается.
Сокращения удалось добиться из-за нового подхода прокуроров. Пострадавшим они объясняют, что примирение с подозреваемыми чревато рецидивами. Если таких воров не наказать реальным лишением свободы, кражи будут повторяться.
Бауыржан Толегенов, старший помощник прокурора г. Астана:
Проводим работу, чтобы потерпевший не давал своего согласия и таким образом мы избираем в отношении подозреваемого меру пресечения. Изолируем от общества. В результате этого у нас сейчас карманники не совершают правонарушения. По нашим оперативным данным, многие карманники, они между собой обмениваются информацией, и говорят, что в Астане они уже не могут работать, потому что их уже закрывают.
Сейчас в базе данных правоохранительных органов находится 226 карманников, из них 29 женщин, 59 так называемых гастролеров. Съемочной группе телеканала «Астана» удалось попасть в следственный изолятор столицы, где содержатся подозреваемые, в том числе и в краже. Марина здесь не впервые. В прошлый раз за кражу отделалась условным сроком, но теперь ей грозит срок в три года. Раскаяние пришло слишком поздно.
Марина Гулакова, подозреваемая:
Я раскаиваюсь и очень сожалею, что пошла на это преступление. Сейчас меру наказание я тоже почувствовала. Одно могу сказать, что воровать я больше не буду.
В прокуратуре говорят, наибольшее количество краж приходится на безработных молодых казахстанцев, не имеющих высшего образования. С начала этого года почти по всем уголовным делам, а это более 10 тысяч краж, было отказано в примирении с потерпевшими.
Н. КУМЫСПАЕВА