В Казахстане могут отменить выборы районных акимов

В Казахстане предлагают временно приостановить прямые выборы районных акимов. Инициаторами выступают депутаты мажилиса. Политики считают, что проводить выборы в условиях предстоящих конституционных и парламентских реформ преждевременно. Почему обсуждают отказ от прямых выборов и что это может изменить, расскажет Мадияр Тельманов.

Инициатива мажилисменов приостановить прямые выборы районных акимов объясняется не политическим нежеланием менять статус-кво, а потребностью в выверке самой институциональной модели, говорят депутаты. Автор предложения мажилисмен Ерлан Саиров указывает, что пилотный проект требует переоценки: многие технические и бюджетные механизмы пока не отработаны, а сама архитектура управления в стадии трансформации в связи с ожидаемыми конституционными и парламентскими изменениями.

ЕРЛАН САИРОВ. ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

Конституция будет изменена. Будет проведена парламентская реформа. То есть модель государственного управления у нас полностью трансформируется. Поэтому, учитывая значение районного уровня, я считаю, что до завершения всех этих политических реформ данный процесс нужно временно приостановить. А уже после формирования новой модели государственного управления мы должны вернуться к этому вопросу.

Напомню, что выборы сельских акимов с 2021 года обеспечили активное участие граждан в местном самоуправлении и повысили ответственность руководителей населенных пунктов. С тех пор было избрано более 2,5 тыс. сельских руководителей, сообщали ранее в Агентстве по делам госслужбы.

Но при всей пользе за пять лет проявились и конструктивные, и проблемные эффекты. С одной стороны, появились новые лица, но в некоторых территориях на арену вышли местные традиции, родственные и региональные предпочтения, нежели профессионализм кандидатов, говорит депутат Самат Нуртаза.

САМАТ НУРТАЗА, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

Мне кажется, участники избирательного процесса думали, что смогут объективно оценить реальный потенциал кандидатов. Но когда проявились такие явления, как трайбализм и местничество, стало понятно, что для этого эксперимента ещё рано. Ведь есть факты, когда человек, даже желая приносить пользу чужому для себя региону, не может быть избран лишь потому, что он не местный.

К слову, раскрылись и организационные вызовы, отмечает руководитель фракции «AMANAT» Елнур Бейсенбаев. Из проведённых конкурсов на ряд постов акимов часть победителей ушли с должностей досрочно, а сама процедура оказалась дорогостоящей. На повестке и вопрос полномочий. Данную проблему также на диалог-платформе озвучил президент Касым-Жомарт Токаев. Суть в том, что без закреплённого финансирования выбранные руководители не в состоянии реализовать предвыборные программы. Это порождает разочарование у избирателей.

ЕЛНУР БЕЙСЕНБАЕВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ «AMANAT»

Полномочия сельских акимов до конца не определены. Им не предоставлен бюджет четвёртого уровня. Мы только сейчас в Бюджетном кодексе прописали, какие налоговые поступления они смогут получать - 7 или 8 видов. Все эти механизмы нужно сначала привести в действие. Кроме того, нам необходимо подготовить политический корпус сельских акимов, среди которых будут те, кто способен участвовать в выборах и стать районным акимом. Нужно проходить этот путь поэтапно. Только тогда мы сможем избирать действительно достойных граждан на должность акима района. Проводить выборы ради самих выборов - это, на мой взгляд, профанация.

Таким образом политики предлагают идти поэтапно. Во-первых - временно перейти к избранию районных акимов депутатами маслихатов. Во-вторых, усовершенствовать механизмы материально-финансовой автономии на местах, и только затем возвращаться к прямым выборам. Это позволит снизить риски, сравнить модели с международной практикой и подготовить качественный фундамент на местном уровне.