5 мифов о пенсионной системе

  • AstanaTV
  • 24 декабрь 2017
  • 1182

Далее наша постоянная рубрика «Экономика на пальцах». Сегодня блогер Алекс расскажет о 5-и мифах пенсионной системы.

Всем привет, с вами снова Алекс и рубрика «Экономика на пальцах»

Последние два месяца я делаю выпуски о пенсионной системе Казахстана. И как сказал какой-нибудь человек старой закалки, мои видосы получили живой отклик в головах людей. Кто-то пишет комментарии, кто-то задает вопросы. Объединив все в кучу, я решил последний выпуск назвать «5 мифов о пенсионной системе».

Первый миф связан с тем, что нехилую часть пенсионных денег похоронили на ЭКСПО. В день открытия и закрытия выставки был большой салют, и я видел множество комментариев типа – а вон в правом углу моя пенсия взорвалась.

Должен сказать, что некоторые предпосылки так думать все же были. Вначале глава БРК заявил, что 15 млрд из пенсионных денег пойдет на строительство объектов ЭКСПО, а затем в прессе промелькнула информация, что организаторы «6,2 млрд тенге заплатят за ежедневный парад, шоу на сфере, мультимедийное шоу-фейерверк».

Ну во-первых – и об этом было сказано уже не раз – деньги через БРК выделялись на строительство МЕГИ. Во-вторых, Смагулов часть уже досрочно вернул, потому что ставка по кредиту слишком высокая. Ну и в-третьих, я проверил свои пенсионные выписки – и никаких списаний там не было.

Второй миф-заблуждение – что ЕНПФ непонятно куда вкладывает деньги. Тут сразу надо уточнить: сам ЕНПФ инвестированием не занимается. Бабки-то огого какие – уже более 7,5 трлн тенге – и для управления ими нужны крутые спецы. Такие есть в Нацбанке. Поэтому именно Нацбанк занимается доверительным управлением. А ЕНПФ, грубо говоря, просто заполняет ведомости.

В этом месте по идее нужно представить такую картину. Сидит Нацбанк и раздумывает, куда бы вложить бабки – «А ну-ка на часть куплю ГЦБ, а еще часть вложу в банки, а еще кусок поменяю на доллары» и так далее.

На самом деле все не так. Каких-то решений, которые зависят от настроения, принято быть не может. Почему? Потому что есть так ой документ, который называется «инвестиционная декларация». Его составляют те, кто управляет Нацфондом. И вот в этой бумаженции расписаны направления, куда можно вкладывать пенсионные бабки.

Третий миф – государство плохой менеджер. Однако если вопрос об управлении пенсионными деньгами, то вышло наоборот. Это легко доказывается цифрами. Как вы помните, со вкладчиков ЕНПФ взимается две комиссии – проценты от пенсионных активов и проценты от полученного инвестдохода.

Экономист Айдархан Кусаинов приводил следующие цифры. За три года с 10-го по 12-й вкладчики заплатили частным пенсионным фондам за управление 407 млрд. тенге – в среднем 50 тыс. тенге со вкладчика. При этом номинальная доходность составила 11,5%. А ЕНПФу за такие же три года вкладчиками было заплачено 143 млрд – в среднем по 15 тысяч тенге. Доходность за этот период составила в 32,7%.

В 2018 году, к слову, комиссионные фонда будут еще ниже.

4-й миф – когда я через 20 лет выйду на пенсию, к тому времени точно деньги растают.

На подобные фразы у меня такой ответ – госгарантия. Государство приняло закон, согласно которому каждая внесенная на пенсионный счет тенгушка обязательно должна вернуться хозяину. Если условно Нацбанк инвестирует в предприятие по выращиванию арбузов на Северном полюсе, и деньги сгорят, то государство из собственного кошелька возместит потери.

И последний миф, который на самом деле больше лайфхак. Если вы в ближайшее время выходите на пенсию, то помните следующее. Солидарная пенсия рассчитывается по формуле средняя зарплата за три года, умножить на коэффициент стажа до 98-го года, умножить на 0,6. Те, кто оформляют пенсии, по умолчанию считают ЗП за ПОСЛЕДНИЕ три года. Но ведь бывает так, что человек работал в хорошей должности, а в 60 лет его сократили, и он смог устроиться только сторожем. И вот чтобы вам не занизили солидарную часть пенсии, обязательно укажите в заявлении те три года, когда у вас была максимальная зарплата.

На этом у меня все, до встречи.