Спасателям Казахстана не хватает авиационной техники. 25 вертолетов и 10 самолетов компании «Казавиаспас» могут не покрыть всей потребности при экстренных ситуациях,- сообщил нашему телеканалу генеральный директор Андрей Косолапов. Решение проблемы он видит в сотрудничестве с частными авиакомпаниями. Трудности работы авиационных спасателей узнал Адиль Онербаев.
Нуржан Абдрасилов пилот с многолетним стажем. На вертолете МИ-8 летает больше 10 лет. Пожары, спасение заблудившихся в горах туристов, срочная помощь больным в отдаленных районах - самые частые причины для вылетов. В таких ситуациях техника или мастерство пилотирования просто не имеют право подвести, говорит специалист. Серьезную опасность для пилота могут представлять лишь погодные условия.
Нуржан Абдрасилов, командир звена МИ-8 АО «Казавиаспас»:
Внезапное ухудшение погоды - самый большой риск. Бывает обледенение, попадаешь в сильно обледенение, есть, конечно, системы антиобледенения, но бывает, не справляется. Вертолет начинает увеличивать свою массу вплоть до выбора всей мощности двигателя, может не хватить мощности.
К счастью, таких поломок вертолетов и самолетов в компании не происходило. Сейчас на балансе «Казавиаспас» 35 единиц техники: 10 самолетов и 25 вертолетов, большинство из которых практически новые «Еврокоптеры» казахстанской сборки.
Елжан Макашев, командир звена Еврокоптер АО «Казавиаспас»:
Здесь видите реанимобиль, можно сказать. Можно даже операцию выполнять. Все очень навороченное, по последним технологиям оборудование. Вот эта вся часть для медиков.
Адиль Онербаев, корреспондент:
Главное отличие вертолета «Еврокоптер» от российского МИ-8 в его «навороченности» дорогостоящим оборудованием. К примеру, если нажать вот эту кнопку, которая включает автопилот, вертолет поднимется в воздух и полетит самостоятельно.
Несмотря на все преимущества современной техники, вертолетов не хватает, признается директор компании Андрей Косолапов. В каждом регионе постоянно дежурит один вертолет. Но во время осенних паводков или летних пожаров может поступать сразу несколько вызовов, и отказывать никому нельзя.
Андрей Косолапов, генеральный директор АО «Казавиаспас»:
Техники не хватает примерно в два раза. Мы активно работаем с частным бизнесом, привлечением частных авиакомпаний. Если частник имеет все допуски, имеет сертифицированную технику, которая устраивает наших заказчиков, мы с ними заключаем договор субподряда с экипажем, и выставляем, они работают.
К наемным пилотам и к их технике будут предъявляться жесткие требования по состоянию вертолетов и профессионализму персонала, отмечает Андрей Косолапов. Между тем новые вертолеты уже доказали свою эффективность в работе спасателей. На таких воздушных судах можно подлететь даже к альпинистам в горах. В компании «Казавиаспас» надеются, что парк будет укомплектован новой авиационной техникой в следующем году.
А. ОНЕРБАЕВ