Сельчане Восточного Казахстана отказываются пускать скотину под нож, и ставят под сомнение диагноз ветеринаров. Симптомы инфекционного заболевания не характерны для бруцеллеза, говорят хозяева буренок. Компенсация же за больной скот минимальна, что не позволяет купить даже телят. Между тем, в селах, где в ноябре прошлого года выявили бруцеллез, активно работают перекупщики мяса. Репортаж Ирины Якуниной.
В селе Мамай Батыр, что в пригороде Усть-Каменогорска, домашний скот заболел бруцеллезом. Такой инфекционный диагноз более 100 буренкам поставили ветеринары. С ноября прошлого года ввели карантин, почти всю скотину пустили под нож, как этого требуют санитарные нормы.
На подворье Гульнар Тайбазаровой два теленка. Коров еще в ноябре отвели на бойню, хотя в верности диагноза ветеринара Гульнар сомневается до сих пор. Говорит, всю жизнь держит домашний скот, знает, как протекают все болезни, и может отличить симптомы ящура от язвы или бруцеллеза.
Гульнар Тайбазарова, жительница села Мамай Батыр:
Мы сомневаемся в этом очень большие сомнения, потому что первый признак бруцеллеза, если корова стельная, она абортирует, теленка не бывает, а если теленок рождается, то без шерсти, голый. Это первый признак бруцеллеза. А у нас все нормально.
Сосед Солтан Торгаул на бойню увел 7 коров. В итоге домашнее хозяйство осталось без кормилиц, сетует фермер. Чуть позже на бойню с диагнозом бруцеллез отвел и телят.
Солтан Торгаул, житель села Мамай Батыр:
Семь коров увезли, которые вот-вот должны были отелиться. Кровь сдали, а потом через 15 дней приехали и забрали. Фактически уничтожили четырнадцать животных. Ни копейки мне не заплатили. И это не только у меня. У многих так увезли скот. Вот у соседа 4 головы угнали. Можно сказать, вся деревня осталась без скотины.
Анализ в вопросе бруцеллеза решает все. Если спустя 12 часов после забоя подтвердится, что инфекция была только в крови животного, а мясо чистое, то тушу возвращают владельцу. Мясо же можно продать по рыночной цене. Если нет, то все, что получит хозяин буренки, - это 30% от рыночной стоимости туши. И здесь в игру вступают перекупщики. Они предлагают пятьдесят процентов владельцу до забоя скота. Как правило, приезжают скупщики мяса сразу за ветеринарами, конкретно по адресам, с теми же списками, - рассказывают жители.
Гульнар Тайбазарова, жительница села Мамай Батыр:
Пришли со списком столько-то голов с номерами, они уехали, час полтора прошло, и перекупщики приехали, они знают у кого, сколько голов, тоже со списками, откуда они знают. Я сколько задавала это вопрос, никто не может ответить. У перекупщиков списки, сколько коров заболело бруцеллезом.
Из-за таких совпадений люди полагают, что бруцеллез - это возможность наживы для перекупщиков. Ветеринарные же врачи района уверяют, заключения к ним приходят из лаборатории. Сельчанам советуют не заключать сомнительных сделок.
Бекзат Мамадилова, руководитель отдела ветеринарии Уланского района Восточно-Казахстанской области:
Сколько мы в Мамай Батыре проводили сходы, люди вроде соглашаются, но, когда говорится о цене, сразу же молча и на этом заканчивается, и мы не могли провести мероприятие потому что всё упирается в цене. Одна голова 750 тенге это в накладку, поэтому мы тоже поднимали этот вопрос на уровне республики, нет пока ничего.
Ирина Якунина, корреспондент:
В Казахстане обязательной и бесплатной является вакцинации от ящура и сибирской язвы. Бруцеллеза в этом списке нет. Фермеры надеются, что и по данному инфекционному заболеванию вакцинация станет обязательной.
И. ЯКУНИНА