Актюбинские перевозчики вновь заговорили о повышении стоимости проезда в общественном транспорте. Напоминают, что в последний раз тариф повышали в 2014 году. Причем, цену на билеты просят увеличить почти в 4 раза: с нынешних 55 тенге до двухсот. Горожане по понятным причинам категорически против таких изменений. Да и депутаты Маслихата считают, что проезд должен быть гораздо дешевле. Подробности у Ольги Литвиной.
Новость о возможном подорожании проезда в общественном транспорте расстроила семью Мусиных. Светлана вместе с супругом воспитывает 15 приемных детей, большинство из них - школьники. Живет большая семья в пригороде Актобе. До школы, где учатся дети - примерно 12 километров. Школьный автобус ходит с перебоями. Если стоимость проезда поднимут, то транспортные расходы семьи станут колоссальными.
Светлана Мусина, многодетная мать:
У меня 14 учеников, мои дети находятся на подвозе, на школьном автобусе, но бывает так, что автобус ломается, бывает. Водитель заболел. В этом году сказали, что якобы может и не быть автобуса. Вот 14. Детский 100 тенге. 1400 - в один конец, 1400 в другой, это получается 2800. Умножаем на 6 дней и на месяц. Короче, в месяц 65 тысяч. Я буду работать только на автопарк.
Того же мнения придерживаются и другие актюбинцы. На общественных слушаниях, организованных перевозчиками и городскими властями, горожане высказывались довольно категорично. Подавляющее большинство пассажиров считает, что предложенная цена слишком высока.
Внутригородские маршруты в Актобе обслуживает 2 частных автопредприятия. У обоих свыше 500 автобусов. Однако, сто из них простаивают, поскольку нет денег на ремонт. И это - не единственная причина, по которой предприятия просят увеличить тариф. Среди прочего подорожание ГСМ, нехватка водителей из-за низкого заработка и кредиты за новые автобусы. Например, в пассажирском автотранспортном предприятии ежемесячно выплачивают по 16 миллионов тенге за 40 автобусов, недавно приобретенных в лизинг.
Батырбек Куатканов, начальник отдела ТОО «ПАТП»:
Сейчас у нас предприятие на реанимации, мы сейчас почти банкроты у нас долги и повышение ГСМ и повышение запчастей, это затрудняет обслуживание автобусов.
Маслихатовцы проезд в 200 тенге тоже считают дорогим. По словам секретаря городского маслихата, пока ни один из перевозчиков не смог документально аргументировать необходимость такого повышения. Вместе с тем, считает Сулупан Шинтасова, перевозчики должны предоставить льготы для уязвимых слоев населения и сделать прозрачной свою деятельность, внедрив электронное билетирование.
Сулупан Шинтасова, секретарь маслихата г. Актобе:
Не более 100, это однозначно. Но с учетом определенных категорий льготирования. Льготирование, к сожалению, как раньше мы не можем ввести, то есть субсидирование финансовое, потому что на сегодняшний день бюджетное законодательство не позволяет.
Ольга Литвина, корреспондент:
Систему электронного билетирования в городских автобусах запустят в тестовом режиме уже в сентябре. Что касается повышения платы за проезд, то окончательное решение по этому вопросу будет принято 28 августа на очередной сессии городского маслихата.
О. ЛИТВИНА