В некоторых регионах Казахстана сокращается число воспитанников детских домов. К примеру, в Петропавловске с начала года семьям передали всего 34 ребенка. Специалисты говорят о хорошей тенденции, но если брать проблему сиротства масштабно, то она на сегодня стоит остро. По официальным данным, в казахстанских домах-интернатах воспитываются более 9-и тысяч детей, многие попали туда при живых родителях. На каждого ребенка государство ежемесячно тратит по 180 тысяч тенге. При этом большинство сирот не может сменить казенные стены на семейный уют, поскольку казахстанцы идут на усыновление не охотно. Но вместе с тем надо отдать должное неравнодушным семьям: сегодня под опекой приемных родителей находятся 20 тысяч малышей. Есть и другая проблема. Дело в том, что в Казахстане никто не отслеживает дальнейший путь таких детей и по данным неправительственных организаций, почти 50 процентов детдомовцев попадают в колонии. Надежда Палинка о нелегкой жизни казахстанских сирот.
Работники детских домов с радостью рассказывают об успехах своих воспитанников. Здесь не принято говорить о тех, кто попал за решетку или стал бездомным. Такой статистики, как будто бы и не ведется. Нашей съемочной группе демонстрируют то, как ребята проводят досуг: танцы, песни, активный спорт и рукоделие. Одним словом, есть все для полноценного развития.
Гульмира Карыбаева, заместитель директора детского дома г. Астана по инновационным вопросам:
У нас нет такого, чтобы кто-то из выпускников, где-то остался за бортом или, как говорят, взял папочку под ручку и вышел со двора и пошел.
А за бортом,оказывается, таких утопающих не мало. И спасать их нужно немедленно. Об этом говорит директор общества «Милосердие» Аружан Саин. По ее словам большая часть выпускников детских домов не находит своего места в жизни. И всему виной, как раз таки казенные стены и режим, в котором находятся дети. Мол, там полноценную личность воспитать «невозможно». И, единственный выход из этой ситуации – семья, считает известный борец за права детей.
Аружан Саин, директор Добровольного Общества Милосердия «ДОМ»:
Половины 50% попадают в места лишения свободы у девчонок вообще ужасный путь. Один раз попал в тюрьму, второй раз попал в тюрьму. Потому что первый раз вышел у него нет близких. А я тоже хочу, чтобы у меня был телефон. Ограбил магазин и сидел ждал полицию. И мне в колонии не страшно у меня там все как у меня было. Это нормально, когда мы воспитываем человека, для которого единственный способ выживания — это место заключения?
Яркий пример блестящей карьеры выпускника детского дома. Оглушительный успех, большая сцена и популярность. Евгений Выблов из Усть-Каменогорска стал победителем республиканского музыкального шоу «X-ФАКТОР». К слову, эти достижения он считает не только своими, но и тех педагогов, которые всегда были рядом.…В его родном детском доме.
Евгений Выблов, преподаватель музыки детского дома «Үміт»:
Я в музыке вообще не состоялся бы, если бы не стены нашего детского дома, здесь я совершил свой первый выход на сцену, здесь я встретил своего учителя, которого называют отцом, он мне как родной отец Ерболат Матабаев, когда он также дал мне дорогу.
После победы в конкурсе Женя вернулся в детский дом. Но для того, чтобы преподавать здесь музыку. А совсем недавно артист получил долгожданную квартиру.
Правда эти самые квартиры, положенные каждому выпускнику детского дома, достаются не всем и не всегда. Проблема известная. И когда тут думать об успехах, когда приходиться со слезами на глазах вымаливать квадратные метры. В таких условиях встать на ноги, а тем более обрести популярность довольно сложно. Разве что прославиться, став героем новостного сюжета.
Шакижан Сеитханов, бывший воспитанник детского дома:
Обращался к акиму области, в прокуратуру. Везде мне говорят: заткнись, успокойся, иди!
Эталон успешности выпускника детского дома – это не высокая должность и даже не популярность. В таких учреждениях принято считать, что если бывший воспитанник смог получить хотя бы образование – это уже большое достижение.
Гульмира Карыбаева, заместитель директора детского дома г. Астана по инновационным вопросам:
У нас есть девочка, которая уже работает в детской больнице, она эпидемиолог, она закончила медакадемию с отличием. Чем мы можем похвастаться. У нас закончил выпускник военную академию в Калининграде тоже с отличием, Михаил Максимов в «КазМунайГазе».
По словам экспертов, такие удачные примеры, скорее исключение, чем правило: в детских домах психика детей необратимо калечится. Они теряют индивидуальность и самое главное право выбора, говорят специалисты.
Аружан Саин, директор Добровольного Общества Милосердия «ДОМ»:
Как они будут выбирать свой жизненный путь? У них нет возможности. Я хочу быть ученым или архитектором. Ты пойдешь туда, где есть общежитие, где дадут крышу над головой, у тебя будет ПТУ, спасибо скажи, что государство хоть так о тебе позаботилось. Мы загоняем этих детей в условия, в которых они не могут состояться, как бы они хотели.
Марина Таргакова, психолог:
Сейчас, к сожалению, мир – это мир связей. И человек опирается не на свои качества характера, а очень часто на родственников, на связи какие-то и не всегда эти связи проявляют твои истинные таланты. Но, если ребенок идет без связей и проходит сквозь это он становиться более сильным.
Это Кирилл Вишневский - воспитанник детского дома в Астане. В свои 7 лет он достаточно неплохо играет на домбре и в совершенстве владеет государственным языком. Его мечта – стать артистом. Показывает нам свои награды, полученные пока на маленькой сцене. И ничего, что вид у трофея уже не презентабельный: разбито стекло и деревянная рамка. Как правило, такие дети - не привередливы.
Сейчас в казахстанских детских домах воспитывается более 9 тысяч детей. Только в Астане около 70-ти % из всех воспитанников имеют хотя бы одного родителя. Но государство продолжает финансировать казенные учреждения. Их в стране - 188. В год на одного ребенка выплачивается порядка 2-х миллионов тенге, а в месяц свыше 180 тысяч. К слову, сегодня не каждая семья может позволить себе такой доход. Однако, в воспитании детей, как показывает практика, деньги – не главное. Нужны еще и забота, и контроль, которые, как правило, заканчиваются сразу после выпуска из детдома.
Ирина Аронова, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «НұрОтан»:
Отслеживать их путь дальнейший по выходу из этих детских домов, практически никто не делает. Мне кажется управлением образования и другим службам необходимо наоборот пропагандировать вот такие хорошие примеры, когда дети выходят на самостоятельную дорогу и тем самым не теряются.
История знает немало случаев, когда выпускники детских домов становились известными личностями. К примеру, музыканты Юрий Шатунов, Андрей Разин. Последний даже со временем стал депутатом. Актеры – Станислав Садальский, Нина Русланова, заслуженный артист Казахстана - Ментай Утепбергенов. Все они в маленьком возрасте остались без попечения родителей. Кстати, как и всемирно известный миллиардер Роман Абрамович. Сегодня его состояние оценивается в 9 млрд. долларов. Олигарх известен, как владелец лондонского футбольного клуба «Chelsea», личного «Боинга» и самой длинной в мире яхты. Ему принадлежит ряд роскошных особняков в Британии, Франции, США и на экзотических островах. Справедливости ради отметим, после смерти отца и матери, Абрамович все же воспитывался не в детском доме, а всемье своего родного дяди, занимавшего в то время хороший пост. Возможно, именно это и сыграло главную роль в головокружительной карьере олигарха с мировым именем.