Единый накопительный пенсионный фонд можно рассматривать как средство для фондирования решения текущих проблем. Такое заявление премьер-министр Казахстана сделал на расширенном заседании президиума национальной палаты предпринимателей. Сами же бизнесмены, похоже, рассчитывают получить пенсионные деньги для кредитования или формирования ликвидности. Т.е. по сути, вопрос с доступностью средств ЕНПФ для отечественных предприятий все еще не решен. Но вопрос обсуждаем. Галия Идоятова о том, почему на рынке «длинный тенге» все еще в дефиците, и как Минфин намерен мотивировать олигархов выводить капиталы из тени.
Заседание президиума национальной палаты предпринимателей «Атамекен», прошедшее накануне, задержалось почти на час. Поэтому завершилось поздно вечером. До приезда премьера и председателя президиума НПП у чиновников и бизнесменов было время для обсуждения вопросов в неформальной обстановке. На самом заседании обозначился вопрос с тенговой ликвидностью. Судя по всему, Нацвалюта по-прежнему нужна казахстанскому бизнесу.
Тимур Кулибаев, председатель президиума НПП «Атамекен»:
Карим Кажимканович, я вот прошу, чтобы совместно с Национальным банков провели вы такое обсуждение и на рабочем уровне и выработали механизмы по пополнению тенговой ликвидности в экономике и в то же время для того, чтобы эта тенговая ликвидность не вывались там в потребительское кредитование, не вылилось в обменные пункты чтобы она пошла в реальный сектор экономики, на выполнение задачи занятости и расширенного воспроизводства.
Нехватка длинных тенге на рынке, по информации нацплаты, возникла из-за того, что банки сегодня в основном сосредоточены на депозитах. А клиенты, в подавляющем большинстве, продолжают хранить сбережения в долларах. Вот и получается, что деньги как бы есть, но они недоступны. Поэтому бизнесмены просят рассмотреть 5 ключевых вопросов по увеличению фондирования. И в качестве одного из источников рассматривают пенсионные деньги.
Аблай Мырзахметов, председатель правления НПП «Атамекен»:
С Данияр Талгатовичем мы договорились 5 ключевых вопросов мы направили и надеемся что они попадут в протокол и мы договорились вместе с АФК эти вопросы были отработаны, там ключевых 2 вопроса - по средствам ЕНПФ, все-таки это сегодня серьезный, важный источник, чтобы мы взаимопонимание нашли.
Судя по всему, взаимопонимание между бизнесом и государством по вопросу ЕНПФ все - таки есть. Так, премьер-министр снова напомнил, что средства ЕНПФ - деньги вкладчиков. И вместе с тем, дал понять бизнес сообществу, что использование этих денег - предмет для обсуждения.
Карим Масимов, премьер-министр РК:
Хотел обратить внимание, что деньги пенсионного фонда это не наши с вами деньги, это не деньги государства, это деньги пенсионных вкладчиков и в первую очередь мы должны думать как защитить средства ЕНПФ как защитить и приумножить средства наших вкладчиков. Это, в первую очередь, а во вторую очередь мы должны смотреть на него, как средство для фондирования решения текущих проблем. Но это еще предмет для обсуждения.
Что касается, национального фонда, который уже выручал и банки, и бизнес, то Глава Государства запретил брать оттуда средства. Финансовое же самочувствие самого фонда по данным международного агентства The Sovereign Wealth Fund Institute - ухудшилось. В 2015 году по рейтингу SWFI на первом месте по прохудившемуся портфелю - фонд России - 14%, на втором месте Казахстан: -9,9%, а замыкает тройку Норвегия с показателем в минус 7,6%. В этой связи в 2016-ом, похоже, не стоит особо рассчитывать и на экономический эффект о легализации капитала. По крайней мере, акция теперь будет проходить по облегченным правилам. Тем, кто легализует деньги или имущество не нужно будет платить государству 10% налога. Более того, после выхода из тени в свет капиталы можно снова вывести за рубеж, - сообщил министр финансов. Поэтому возникает вопрос: какая тогда выгода для государства?
Бахыт Султанов, Министр финансов РК:
А в чем выгода государству? Они же не будут работать на экономику. Они так или иначе будут работать на экономику, потому что лицо легализовавшее имущество может использовать в официальном обороте, не боясь.
А выводить не может?
Бахыт Султанов, Министр финансов РК:
Он может и выводить, конечно же, не проблема. Но наша главная задача это вывести из тени в свет эти деньги.
Благодаря таким изменениям в Минфине намерены утроить темпы легализации. Остается ждать реакции тех, на кого она рассчитана. Тем временем, правительственные чиновники устали от назойливости журналистов.
Галия ИДОЯТОВА