В Уральске растёт число осетровых, выращенных в искусственных условиях. Инновационную технологию разведения рыб разработали и внедрили западноказахстанские учёные. И теперь селекционно-выведенная порода осетра стала доступна для предпринимателей. О возрождении былой славы Урала расскажет моя коллега Татьяна Рудаметова.
Уральский рыбак Жорж Филиппович к рыбалке всегда готовится особенно тщательно. Но ловились в основном щука и сазан, сетует старожил. Судак попадается очень редко, а осётр на нерест уже давно не поднимается. Хотя когда- то Урал давал треть мировых запасов осетровых.
Жорж Жир, рыбак:
Последний раз я видел осетровых в 77 году. По тем временам Урал был судоходен, ходили пароходы, чистили русло Урала, и рыба водилась, а сейчас он обмелел, перекрыт со всех сторон, и с России и с Атырау, поэтому рыба почти не доходит до Уральска.
Возродить гордость края 12 лет назад решили местные учёные. В аквакомплексе аграрно-технического университета выращенные из икринок 7-летние осётры весят уже около десяти килограммов. Через 5 лет особи потянут на полцентнера. Проектом заинтересовались предприниматели, и при содействии учёных они сейчас строят мини-завод по выращиванию рыбы. Его проектная мощность - 10 тонн икры в год и порядка 60 тонн рыбы.
Нурлан Сергалиев, кандидат биологических наук, ректор ЗКАТУ:
Мы запатентовали технологию прижизненного получения икры. То есть, рыба не забивается. Мы 6 лет её растим, получаем икру. Реабилитируем её. И рыба после реабилитации, через год полтора, в некоторых случаях два, если особо крупные экземпляры мы можем получить опять икру и так 3-4 раза.
Здесь создана коллекция маточного поголовья, таких видов, как стерлядь, русский осетр, сибирский осетр, белуга. Ежегодный прирост 30%. И теперь рыбоводам предстоят селекционные и генетические работы, рассказывают специалисты.
Мэлс Энгельсов, техник-рыбовод:
Осетровые очень чувствительные и капризные. За 3 года мы к ним привыкли, знаем по виду каждую. Если нужно их взвесить, лечить или измерить, нужно быть предельно аккуратным и быстрым. Через 2-3 минуты без воды рыба начинает задыхаться.
В этом году работа уральских ихтиологов была удостоена государственной премии. Труд ценный, учитывая, что запасы осетровых в стране продолжают катастрофически снижаться. Трудно даже поверить, что около 300 лет назад рыбу, освободив от икры, просто сжигали. Об этих фактах можно узнать, побывав в музее Емельяна Пугачёва.
Татьяна Рудаметова, корреспондент:
О том, что когда-то Урал был богат осетровыми, сейчас говорят лишь эти музейные экспонаты. Вот таким багром удили рыбу у самого берега. Но учёные всё- же верят, что популяция царь-рыбы возродится. И совсем скоро тысячи мальков будут спущены в воды седого Урала.
Татьяна РУДАМЕТОВА