В Московском представительстве авиакомпании QATAR AIRWAYS телеканалу «Астана» сказали, что не слышали о планах по покупке доли в АО «Эйр-Астана». Между тем, в самом национальном перевозчике выражают обеспокоенность по поводу грядущей продажи доли государства, которая на сегодняшний момент составляет 51%. Авиаперевозчик даже обратился в казахстанский Кабмин с просьбой не продавать. Главный аргумент - потеря статуса национального перевозчика, что в перспективе может негативно сказаться на географии полетов. Поскольку по стандартам ИКАО в крупных авиакомпаниях доля государства должна быть на уровне контрольного пакета.
Когда 19 ноября Сенат принял сопутствующий документ к законопроекту «О государственных закупках» обеспокоенность проявил только депутат Сергей Громов. Он обратил внимание правительства на то, что снятие ограничения на долю участия иностранцев в авиакомпаниях - чревато. И напомнил, что в свое время, именно это ограничение Казахстан ввел в 2010 году. После того, как «Эйр Астане», доля государства в которой на тот момент составляла 50%, запретили летать в Россию. Оказалось, что не положено. По рекомендациям ИКАО допустимая норма иностранного владения не должна превышать 49%. И вот спустя пять лет ситуацию отыграли обратно.
Сергей Громов, депутат Сената Парламента РК:
Причинами побуждающими устанавливать такие ограничения являются, то, что нацперевозчик или перевозчик считается объектом стратегического значения. То, что авиакомпания, находящаяся в иностранном владении должна быть выведена из внутреннего рынка. То есть, они не могут летать на внутренних перевозках. И то, что воздушные суда, находящиеся в собственности нацкомпании в случае необходимости могут быть легко доступны для использования в целях государственной обороны или в чрезвычайных обстоятельствах.
Теперь забеспокоились в самой «Эйр Астана», поскольку нацперевозчик попал в приватизационные списки. И доля фонда «Самрук-Казына» будет продаваться. Даже говорят, что и покупатель есть. QATAR AIRWAYS. Но в московском представительстве арабских авиалиний о такой перспективе не слышали.
Наталья Андреева, административный ассистент представительства QATAR AIRWAYS в Москве:
Нет. Ничего не слышали.
Может у вас были какие-то указания с головного офиса с Катара?
Ничего не могу сказать вам, прокомментировать…
В Эйр Астана нам пояснили, что в случае продажи контрольного пакета акций, компания автоматически потеряет статус национального перевозчика. Что касается финансовых показателей, то Эйр Астана на рынке, как внутреннем, так и международном чувствует себя уверенно. Воздушный парк обновляется регулярно. Поэтому веских причин для продажи доли государства нет, - считают некоторые эксперты.
Белла Тормышева, вице-президент по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана»:
Кто бы ни зашел, катарские авиалинии, другие авиалинии, тогда автоматически Национальный перевозчик теряет свой статус. Он, получается, будет в подзразделении этой компании. То есть, он будет работать не на благо нашей страны, а в пользу своей. Другими словами, он превратится в транзитного перевозчика.
Сегодня мы спросили мнения и некоторых мажилисменов, которые также работали над законопроектом по госзакупкам. Но о ситуации вокруг продажи доли в «Эйр Астана» многие не знают. Более того, не понимают создавшейся дискуссии вокруг этого вопроса.
Мейрам Бегентаев, депутат Мажилиса РК:
Если мы хотим стать открытым государством, то нам нужно передавать многие наши компании в разные руки. Мы не разделяем иностранцы или не иностранцы. Главное чтобы было выгодно государству. Во главу угла ставится выгода наших граждан.
Выгода - выгодой, но пока не ясно, как на изменение составе акционеров нацперевозчика могут отреагировать в ИКАО? Ведь рекомендации по иностранному участию никто не отменял. Пока же «Эйр Астана» обратилась к правительству с просьбой не продавать долю «Самрук-Казына». Сам фонд 15 декабря должен представить Кабмину окончательный список активов, подлежащих приватизации.
Анар СЮМБАЕВА