На неделе все точки над I поставил судья Ербол Рахимбеков в нашумевшем деле о сожжённой заживо школьной учительнице Светланы Садуовой. Напомню, ее супруга, который по версии следствия – единственный виновный, искали несколько месяцев. Все это время Канат Садуов прятался в погребе у своего родственника. Судебное разбирательство этого дела можно назвать, пожалуй, одним из самых скорых: 1 предварительное слушание, 2 основных, и сразу приговор: 18 лет заключения в колонии строгого режима.
Потерпевшие – дети Светланы и Каната, а их трое - в итоге остались без отца и матери. Правда, по поводу своего отца старший сын погибшей - Талгат Садуов - не сожалеет. У 21-летнего парня теперь другие заботы: прокормить своих младших. По словам Талгата, отец систематически избивал мать. К сожалению, такие истории для казахстанской действительности – не исключение из правил. Ежегодно в нашей стране регистрируется больше 10 тысяч дел о бытовом насилии, а 500 женщин погибают. Сколько жертв не обращаются в полицию? Не ошибусь, если скажу, что в разы больше. Нашим женщинам почему-то стыдно или боязно признаться публично в том, что их бьют мужья. Причины семейных драм и трагедий изучала Улпан Бегалина.
Я, говорит, у Аллаха спрашиваю, что ему нужно, Канату? У нас четверо детей. Любимая дочь, дом, работа. Я не знаю. Я у Аллаха спрашиваю, что еще нужно ему от меня?
Это строки из дневника погибшей Светланы Садуовой, приводит ее старшая сестра Айгуль Дарменова. Она выступает в качестве протерпевшей на судебном процессе по делу об убийстве Светланы Садуовой. Трагедия произошла 26 мая этого года. Муж погибшей - Канат Садуов - облил бензином и поджег ее. Через несколько дней от полученных ожогов женщина скончалась. Но Канат Садуов даже в своем последнем слове в зале суда, так и не признал свою вину.
Канат Садуов:
Я не убивал, не поджигал свою жену. Я ее любил, я хотел ее вернуть в семью. Я еще раз хочу сказать, что я этого не делал.
Светлана Садуова работала учителем в одной из столичных школ. С мужем они прожили почти 20 лет. По словам родной сеcтры и сына погибшей, жизнь супругов была тяжелой. В семье часто случались скандалы. Канат Садуов, по их словам, часто пил и избивал детей. Развелась Светлана два года назад. Но, даже после разрыва, бывший муж преследовал ее и угрожал.
Талгат Садуов, сын погибшей:
Семейный дебошир, кухонный. Боец, как их назвать еще, несостоявшийся. Злость вымещал на детях, на матери, сколько себя помню постоянно выпивал, мать избивал, нас, когда маленькими были, да и когда уже подрос.
Талгат Садуов - старший сын погибшей. На судебных заседаниях был сдержан и молчалив. Теперь ему - 21летнему парню нужно заботиться о двух братьях и 5-ти летней сеcтренке. Журналистам в интервью отказывал. Но приговор все же прокомментировал.
Талгат Садуов, сын погибшей:
Ну, посадили, посадили все. Одну собаку посадили, другая безнаказанная еще, которая прятала.
Будете подавать апелляцию?
Да 18-ти хватит. Выйдет, не выйдет неизвестно еще.
История Светланы Садуовой, к сожалению, не единичный случай в Казахстане. Таких женщин тысячи. По данным столичного ДВД только за последние девять месяцев текущего года в отношении семейных дебоширов выписано больше трех тысяч защитных предписаний. К административной отвественности были привлечены свыше 500-т правонарушителей. А вот в подразделение по защите женщин от бытового насилия обратилось 340 женщин. Еще порядка трех сот пострадавших получили консультацию по телефону доверия. И это лишь официальные цифры. Ведь есть еще сотни женщин, которые молчат о своих проблемах.
Динара Мадеева, старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия ДВД г. Астана:
В основном они не говорят об этом. Потому что как бы и не принято у восточных женщин. Но есть такие женщины, которые обращаются к нам. Пишут заявления на своих супругов, проживают в кризисном центре.Как правило в основном статистика показывает, что в основном они мирятся. Примиряются даже выходя с кризисного центра, они возвращаются к своим мужьям.
Специалисты говорят, многие женщины просто не знают о работе кризисных центров. Здесь помогают справится с психологической травмой и при необходимости предоставят временное жилье. Но даже те, кто решился изменить свою жизнь, все равно боятся и просят не показывать свое лицо. Венера рассказывает, когда впервые ее ударил муж, она просто не могла понять – за что? После, всякий раз извинялся и обещал , что это больше никогда не повторится. Но, увы. Муж-дебошир избивал ее даже беременной.
Венера Ибраева:
После того, как он начал меня избивать, я начала в себе замыкаться. Я с людьми с опасением стала разговаривать.Мне страшно было с кем-то поделиться с этим, потому что, я думала, я одна такая. Он мог меня обматерить, он мог на меня руки поднять и при всех. И как бы это много, кто видел, что он на меня руки поднимал. Хоть у меня и большой живот и друзья его от меня оттаскивали.
Почему женщины терпят жестокость со стороны мужей? Психологи полагают, что многие из них просто не хотят выносить сор из избы. При этом семейный психолог Ляззат Кулжабаева уверяет, для исправления ситуации прежде всего нужно воспитывать здоровое общество.
Ляззат Кулжабаева, директор астанинского института интегративной и семейной психологии:
Если ты являешься потенциальной жертвой всегда найдется насильник условно говоря. И для оздоровления общества нужно еще раз работать, воспитывать здоровых, адекватных детей, т.е будущих здоровых граждан республики. А работы здесь не початый край, т.е работать нужно каждому человеку над собой? Ну однозначно и если ты сам не справляешься, то есть специалисты.
Ответ на вопрос: почему не ушла раньше, почти всегда один: надеялась, что все наладиться. Но так не бывает, - считают специалисты.
Ляззат Кулжабаева, директор астанинского института интегративной и семейной психологии:
Внутри есть ощущение, что может произойти чудо. А на самом деле чудес не бывает. Эти женщины, которые знают если муж один раз поднял руку он поднимать будет всегда.
Ничего не бояться, поделиться своей бедой и обратиться за помощью к специалистам советует и Венера. Именно с помощью психологов она смогла найти силы начать новую жизнь.
Венера Ибраева:
Как бы муж ваш не обещал, что он изменится, как мой говорил - он больше не будет. Поверьте этого не будет. Лучше обратитесь в такой центр, где вам помогут и психологи, и морально вас поддеражат, вас поймут. Потому что мы действительно не единственные, с которыми такое происходит.
История жертв насилия почти всегда одинаковая. Сначала была любовь, дети, потом скандалы и драки. В каждом рассказе меняется только срок: сколько времени женщина была готова терпеть и что стало последней каплей.