В политическом смысле неделя выдалась напряженной. В понедельник президент страны побывал с визитом в Катаре, а уже во вторник принимал у себя в Акорде премьер-министра Японии. Синдзо Абэ прибыл в Астану в сопровождении супруги и многочисленной делегации не только чиновников, но и бизнесменов.
138 предпринимателей из страны Восходящего солнца едва поместились в зал проведения бизнес-форума. Понятно, что приоритетная сфера сотрудничества – ресурсно-сырьевая. Но, хочу отдельно отметить, что японцы весьма заинтересованы в работе нашего ядерного центра. Оказывается, НЯЦ – единственный в мире, кто может предложить международному рынку специальные физико-химические исследования в атомной сфере. Заказы для Японии, например, выполняются уже несколько лет, на общую сумму 28 миллионов долларов США. И это не меморандум, грант или кредит, а вполне обычные коммерческие услуги. Предпринимательство в Японии, надо сказать, очень развито. Даже первая леди, как оказалось помимо официальной должности зарабатывает тем, что управляет небольшим ресторанчиком в Токио, а в детстве мечтала стать невесткой. Наш международный обозреватель Анара Сюмбаева в ходе подготовки следующего материала нашла японскую «келинку» в Астане.
Казах Айбек и японка Мидори живут в Астане уже несколько лет. За это время родившаяся в Нагасаки Мидори сумела стать настоящей «келинкой» - умеет готовить национальные блюда и говорить исключительно на казахском.
Мидори Хашимото:
Турция да окыганда таныстык.
Айбек Елеусизов:
Мы познакомились во время учебы в Турции. По обмену студентов с Осокского университета. При первом знакомстве мы не предполагали, что она будет супругой моей. Мы только познакомились, мы встречались, долгое время после определенного времени мы поняли, что нужны друг другу. Супруга моя похожа на казашку. И это меня принимают за японца и путают. Знание казахского языка это хорошо помогает ей в Казахстане.
Сейчас глава семейства занимается тем, что облицовывает фасады зданий. Среди клиентов фирмы – президентский «Риксос», где на этой неделе прошел казахстанско-японский инвест форум.
Айбек Елеусизов:
Я участвую в этом бизнес-форуме. Мне понравились эти взаимоотношения. Развивать бизнес с Японией нужно. Это трансфер новых технологий. Это инновации, решения проекты. У них развитая страна, у нас развивающаяся мы могли бы перенять эти технологии и также в повседневном быту.
В зале «Риксоса» – не хватает мест. Кстати, от одного из участников нам стало известно, что цены на 2 дня проведения бизнес-форума за номера в отеле класса люкс взлетели сразу в 2 раза. Но и это обстоятельство не помешало японской делегации прилететь в составе 138 бизнесменов. Они намерены вложить в проекты стран Центральной Азии до 17 миллиардов долларов. Сферы сотрудничества самые разные. От сельского хозяйства до атомной энергии. Последнее – особенно актуально для обоих государств. Тем более, сейчас, когда в Казахстане готовятся построить первую в истории атомную электростанцию.
Тецуро Ивами, президент и главный исполнительный директор компании Marubeni:
У Японии огромный интерес в строительстве АЭС в Казахстане. Основываясь на японском опыте, мы пытаемся приложить максимум усилий, чтобы поддержать этот проект. Мы сейчас ищем возможности принять участие в этот проекте в вашей стране. Это зависит теперь от вашего решения.
Японская Toshiba уже предложила поставку реактора для атомной электростанции в Казахстане. Похоже, в этом она обошла своего ближайшего конкурента – Росатом. Сотрудничество развивается и в сфере ядерной физики. Настолько, что японские компании готовы использовать исследования ученых национального ядерного центра Казахстана. После аварии на «Фукусиме-1», к таким вопросам в Японии относятся еще щепетильнее.
Эрлан Батырбеков, генеральный директор РГП «Национальный ядерный центр РК»:
В рамках контракта «Фукусима» с компанией «Тошиба» мы проводим исследование и моделирование и физико-химических свойств того расплава, который есть сегодня на аварийных станциях «Фукусима». Для того чтобы уже сконструировать или сделать какие-то рекомендации по конструкции, для того чтобы переработать тот расплав, расплавленную активную зону, которая находится сейчас на аварийных станциях «Фукусима-1».
Атомный вопрос обсуждался и в Акорде, где в этого день принимали высокого гостя – премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Это первый официальный визит 61-летнего политика. К слову, он самый молодой глава правительства в истории страны Восходящего солнца, что не мешает ему одерживать победы на выборах. Абэ сейчас отрабатывает второй срок и железной рукой проводит реформы, чтобы встряхнуть стагнирующую экономику. Благодаря ему появился даже специальный термин - Абеномика. Главы государств нашли немало общего между двумя странами вплоть до внешнего сходства.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
Вы посмотрите, казахи и японцы очень похожи. Это о чем-то говорит. Историки говорят, что есть корни общие. Я часто привожу пример вашего Императора господина Акихито, который мне сказал, когда мы встречались, что мы все в Азии спим под одним одеялом, но видим разные сны. У нас здесь в Центральной Азии то же самое.
Для Токио Казахстан, с его запасами нефти и урана, практически идеальный торговый партнер. Казахстанская нефть – неплохой способ снизить энергозависимость от Ближнего Востока, где сейчас нестабильно. Взамен Япония предлагает развивать атомное электричество. Опыта ей в этом не занимать. Страна является третьим в мире производителем атомной энергии после США и Франции. А Казахстан уступает по добыче урана только Австралии.
Синдзо Абэ, премьер-министр Японии:
Что касается грядущего строительств АЭС в Казахстане, то мы будем укреплять своё взаимодействие по его осуществлению. Мы это подтвердили. А также начнётся новое сотрудничество в сфере подготовки квалифицированных кадров для промышленности и внедрение японской системы диагностики в медицине. Мы будем активно обсуждать, и все это согласовали.
Анара Сюмбаева, корреспондент:
Присутствие Японии чувствуется если не на каждом шагу, то довольно-таки часто: автомобили, сотовые телефоны и даже бытовая техника у многих сделаны в Японии. Осталось лишь начать говорить по-японски и заниматься типично японскими видами спорта. Впрочем, и это вполне осуществимо. В Астане скоро откроют кружок японского языка и боевого искусства нагината. Того самого, который практикует супруга премьера Акиэ Абэ. Что касается традиционных блюд страны Восходящего солнца, то они уже давно вошли в ежедневное меню казахстанцев.