«Продкорпорация» объявила цену закупа, однако еще не определилась с распределением квот по регионам. Компания имеет пять ХПП и заключила договоры на хранение еще с 80 элеваторами на местах. В теории корпорация может хранить до 8,5 миллиона тонн зерна, но закупит около одного миллиона, притом, что общие запасы страны составляют три миллиона.
Между тем не все элеваторы готовы к приемке зерна. Их проверку планировалось завершить до двадцать третьего августа, однако исполнительные органы обещают подготовить элеваторы до конца сентября.
Карлыгаш Мустафина, руководитель управления государственной зерновой инспекции:
На сегодняшний день 184 ХПП обследовано, из них 175 ХПП признаны готовыми, значит, подписаны акты обследования. На девяти ХПП там устраняются замечания, мелкие там замечания есть, которые устраняются. К примеру, провели некачественную фумигацию, фумигацию складов. Кроме того, на десяти ХПП наложен арест на имущественный комплекс. 16 ХПП не обследованы в связи с тем, что на основании обращения хлебоприемных предприятий сроки проведения обследования перенесены на вторую декаду сентября.
Для участников же рынка важно не только сохранить зерно, но и суметь его вывезти. Казахстано-российский монополист на железной дороге «Астык Транс» уверяет, что обеспечит для этого условия.
Салтай Катпаев, вице-президент по коммерческой работе АО «Астык Транс»:
В пиковые перевозки компания готова обеспечить не менее одного миллиона тонн зерна в перевозках как внутри страны, так и на экспорт. Потенциал компании составляет на весь маркетинговый сезон не менее 12 миллионов тонн зерна во всех направлениях в соседние страны, в Российскую Федерацию, в Республику Иран как через порт Актау, так и через границы.