Исламская республика Иран без западных санкций. В эти выходные Международное агентство по атомной энергии объявило о выполнении Тегераном всех условий, касающихся его ядерной программы. После этого Вашингтон и Брюссель объявили о снятии экономических санкций. С момента подписания соответствующего документа эксперты и аналитики наперебой строят прогнозы, каким будет мир в новых условиях. Тем более, что на эту новость сразу же отреагировали рынки. Накануне обвалились фондовые индексы стран Ближнего Востока. А цена на нефть упала ниже 28 условных единиц за баррель. Это при том, что Иран лишь собирается выпустить на нефтяной рынок дополнительные 500 тысяч баррелей нефти в сутки. Материал нашего международного обозревателя Анар Сюмбаевой.
10 лет прозябания в тени западных санкций остались позади. Много лет государство с богатейшими запасами нефти существовало, по сути, с замороженной экономикой. Все из-за экономических ограничений, наложенных ЕС и США из-за иранской ядерной программы. Сейчас у Ирана, что называется, развязаны руки. На очереди миллионные контракты, проекты и новые возможности. В частности, посол Исламской республики в Казахстане Моджтаба Дамирчилу сегодня заявил журналистам, что первым делом страна попытается вернуть свои позиции на нефтяном рынке.
Уже в ближайшее время поставки нефти вырастут в полтора раза - на 500 тысяч баррелей в день, а через полгода - примерно на миллион баррелей. Все это должно поднять ВВП страны после снятия санкций более чем на 4%.
В мире реакция на снятие санкций с Ирана неоднозначная.
Вашингтон через некоторое время после объявления об этом заговорил о новых ограничениях. На этот раз за ракетную программу. Эр-Рияд, после недавнего дипломатического скандала, пока хранит молчание. Лишь Тель-Авив, как всегда, резок и категоричен.
Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля:
Даже после подписания соглашения по атому Иран не отказался от стремления получить ядерное оружие. Он продолжает дестабилизировать Ближний Восток и распространять террор по всему миру, игнорируя свои международные обязательства. Политика Израиля всегда была ясна: не позволять Ирану создать ядерное оружие. И мы будем внимательно следить за ситуацией.
В самом Иране народ ликует. Что касается экспертов, они видят в этом только плюсы. Причем не только в экономическом, но и в политическом плане.
Ватхик Аль-Хашими, аналитик:
Я думаю, снятие санкций сыграет позитивную роль для региональной стабильности. Вовлечение Ирана в глобальную экономику должно усмирить региональные конфликты, сплотить антитеррористические силы, и это в свою очередь, улучшит безопасность в Ираке.
Вовлечение в глобальную экономику обвалило фондовые рынки Ближнего Востока, а нефть упала ниже 28 условных единиц за баррель. Впрочем, Тегеран низкие цены на черное золото не смущают. В посольстве Ирана дали понять, что такой уровень вполне рентабелен. Ведь себестоимость иранской нефти равна 10 условным единицам за баррель.
Моджтаба Дамирчилу, посол Ирана в Казахстане:
Естественно, Иран будет иметь пользу от того, что цены на нефть будут увеличиваться. Но есть еще один момент, который заключается в том, что себестоимость нефти в Иране по сравнению с другими странами меньше. Если ваш вопрос заключался в том, что рентабельно ли производство нефти ввиду той цены, которую вы озвучили, то я вам могу ответить, что да, это для Ирана на данный момент целесообразно.
Некоторые казахстанские эксперты с опасением полагают, что Тегеран составит нашей стране довольно жесткую конкуренцию на рынке нефти. Если в Иране рентабельно добывать при цене и в 25 долларов, то в Казахстане 40 условных единиц означает работу в убыток.
Сергей Смирнов, эксперт:
Также поставки дополнительных объемов с Ирана может сократить долю Казахстана на нефтяном рынке, то, что сейчас происходит с Россией.
Пока утешает одно: экспансия иранской нефти на мировой рынок еще не началась. Потребуется время. Да и Саудовская Аравия с другими странами ОПЕК просто так свою долю не отдадут. Первой же страной, куда польется иранское «черное золото» станет Китай, резюмируют аналитики. В Тегеране уже ждут с визитом председателя КНР Си Цзиньпиня.
Анар СЮМБАЕВА