Казахстан не теряет надежды получить от российской стороны компенсацию за аварию «Протона» в 2013 году. Об этом в кулуарах пленарного заседания Сената сказал председатель Комитета по ЧС МВД Владимир Беккер. Он в частности, отметил, что работы по обоснованию предъявленного России штрафа продолжаются. Но когда и сколько будет выплачено уточнить не смог.
Владимир Беккер, председатель Комитета по ЧС МВД РК:
Понятно, это вопрос очень сложный. Возмещение материального ущерба его нужно доказать. Работы ведутся, будут платить, и это вопрос Министерства энергетики и экологии. Это не вопрос чрезвычайного ведомства.
Сегодня сенаторы как раз таки обсуждали изменения, вносимые в Соглашение между Казахстаном и Россией о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур». Документом устанавливаются конкретные сроки реагирования. К примеру, российская сторона должна незамедлительно сообщить о происшествии, в течение 12 часов сформировать комиссию и направить в Казахстан для участия в расследовании. По словам исполняющего обязанности Министра внутренних дел Марата Демеуова, который и презентовал законопроект, в случае аварий «Протонов» ущерб возмещается поэтапно путем предоставления услуг, товаров и в денежном выражении. Однако, в последнем случае решение вопроса затягивается из-за несвоевременности исследований и отсутствия квалифицированных специалистов, считает депутат Мурат.
Мурат Бахтиярулы, депутат Сената Парламента РК:
К сожалению, тогда для исследований не было у нас квалифицированной лаборатории и специалистов. Наш штраф в 13 млрд тенге российская сторона считает безосновательной. Они не признали доказательства наших экологов. Утверждают, что гептил весь сгорел в воздухе. А, по словам специалистов, после взрыва гептил в течение суток впитывается в воздух, воду, землю. Через неделю, 10 дней уже никто его не обнаружит. Этот вопрос до сих пор остается открытым.
Между тем, по информации МВД, в 2016 году на Байконуре запланировано 18 пусков, из них 12 - Протонов.
Жанар БАРЛЫАЕВА