Проблемы начались и у наших «молочников». Правда, сезонные. С наступлением холодов производство продукции существенно снижается. По данным Минсельхоза, ежегодно в стране получают до 5-и млн. тонн сырья, а до заводов не доходит даже половина объема. Другими словами, молоко остается у крестьян: идет на корм, готовку масла и сметаны. К тому же, 90% сырья, сдаваемого подсобными хозяйствами — некачественное. Поэтому местным заводам приходиться использовать сухое молоко. Иначе производство встанет. Но и этого недостаточно. Поэтому предприниматели завозят сырье из Белоруссии и Украины. Айгерим Кусаинова изучала тему.
Роза Утегенова за молоком на рынок приходит каждый день. У нее 4 внуков. Для них заботливая бабушка тщательно выбирает продукцию. Несмотря на изобилие молочных изделий, найти по настоящему натуральный напиток сложно, говорит пенсионерка.
Роза Утегенова, жительница г. Петропавловск:
Молоко мы покупаем каждый день.Думаю, чтобы было без смеси, без порошков. Для их здоровья, чтобы было полезно.
Сомнения Розы Утегеновой не напрасны.
Инна Пунда, координатор программ продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН:
Более 40% сырья идет к потребителю через так называемый неформальный или некорпоративный канал сбыта. Эта молоко, кефир, сметана, которые продаются на разлив с машин, не говоря о множестве мелких цехов, выпускающих творог и чечел из молока повышенной кислотности. Некорпоративный канал забирает сырье у заводов, да и качество, а главное безопасность такой продукции сомнительное.
Даже то, что попадает на заводы от личных подсобных хозяйства не соответствует международному уровню на 90 процентов.
Инна Пунда, координатор программ продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН:
Почти все молоко ЛПХ имеет показатель кишечной палочки на уровне 1 млн и выше. Поясню, если молоко в первые 2 часа после доения сразу не охлаждено, бактерии начинают размножаться в геометрической прогрессии.
Но отказаться от сырья переработчики не могут. И без того дефицит.
Ирина Давлетбаева, заведующая лабораторией молокоперерабатывающего завода:
Реальность такова, к сожалению, что мы имеем гораздо больше количество от ЛПХ до нескольких миллионов. Это налагает определенные трудности в переработке молока... Нам требуется дополнительная термическая переработка. А это влияет на себестоимость.
Качество и количество сырья в Казахстане сейчас восполняют сельхоз кооперацией. Сельчан объединяют в союзы. На покупку оборудования и скота выдают кредиты.
Олжас Сагандыков, главный кредитный менеджер СКОФ АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства":
Профинансировано 293 проекта на сумму один миллиард 65 миллионов тенге. За счет которых охвачено 39 кооперативов. Создано 17 молокоприемных пунктов, 2 убойных. Приобретено 9 молоковозов. Приобретено 2785 голов маточного поголовья КРС .
Марат Мусин сбором молока занимается больше 10 лет. Но только в этом году открыл кооператив. Сейчас в его составе 6 сел и 75 членов. К вопросу гигиены, говорит, подходят особо тщательно.
Марат Мусин, председатель СПК:
У нас есть прибор Лактан М4. Мы проверяем качество молока на жирность, на плотность. Ни воды, ни обрата....Водители принимают в халатах, машины чистые. Бочку дезинфекцию делают на заводе. Там ее моют, парят.
Старт программы СПК хороший. Однако всплеска развития это не даст, уверены производители. Будущее "казахстанской молочки" не в руках кооперативов, а в молочно-товарных фермах. Здесь строгие правила по санитарии.
Владимир Кожевников, исполнительный директор ОЮЛ "Молочный союз Казахстана" :
То, что производится в крупных молочно-товарных фермах, конечно, там и ветеринарный, и санитарный, производственный контроль производится. Качества молока, конечно, хорошее.
В Северном Казахстане два предприятия получают по 8 тысяч литров молока с коровы в год. В ТОО "Новоникольское" не только свои пастбища и племенные коровы, но и перерабатывающий завод. Как следствие - стабильное производство. Геннадий Зенченко призывает земледельцев последовать примеру. А, чтобы желающих было больше, нужно выдавать субсидии только растениеводам - животноводам.
Геннадий Зенченко, руководитель коммандитного товарищества:
Мы имеем большие холдинги, большие площади земли, но не имеем самого главного - животноводства. Например имеешь 20 гектаров, ты должен иметь одну голову. Пусть это будет баран, пусть это будет корова...Вот наши холдинги. Миллион гектаров - 50 тысяч голов... Если этого нет, никаких субсидий не должно быть.
В СКО - больше 3800 сельхозформирований. Земледелием занимается 85 процентов (3213). Из них также разводят скот 935 предприятий. Аграрии области в этом году получили больше 42 миллиардов субсидий.
Нуржан Бухаров, руководитель отдела Управления сельского хозяйства СКО:
По сравнению с прошлым годом на 11 миллиардов больше. Из этих средств на развитие растениеводства получается 14,5 млрд, направлено на развитие животноводства - 6,1 млрд. И на другие направления 21,9 млрд. тенге.
Господдержка должна зависеть и от качества сырья, уверены переработчики. Сейчас же государство субсидирует 10 тенге на литр молока каждому поставщику.
Ирина Давлетбаева, заведующая лабораторией молокоперерабатывающего завода:
Мы предлагаем увязать размер выдаваемых субсидий с качеством молока. Руководители КХ должны нести ответственность за качество предоставляемого сырья, также как мы несем ответственность.
Качество сырья во многом зависит и от простых правил гигиены. Ведь молоко у коровы стерильное. Заражается оно уже по дороги от ведра до завода. А потому, считают эксперты, за санитарией нужно следить с дойки и хранения молока.