Первое предварительное слушание по делу экс-министра Национальной экономики Куандыка Бишимбаева сегодня прошло в Астане. Бывшего чиновника обвиняют в получении взятки, присвоении и растрате вверенного чужого имущества - на полтора миллиарда тенге. Однако главный фигурант не согласен с обвинениями, а его защитники и вовсе апеллируют к фальсификации документов Нацбюро по противодействию коррупции и просят суд прекратить дело. За громким процессом наблюдает наш корреспондент - Катерина Брынюк.
Катерина Брынюк, корреспондент:
«Дело Бишимбаева - сфабриковано», - с этого начали свои ходатайства адвокаты обвиняемого. Они попросили суд прекратить дело и вернуть его в прокуратуру из-за многочисленных процессуальных нарушений и фальсификаций документов.
Правозащитники приводят пример: на первом документе этого дела - рапорте антикоррупционной службы стоит штамп Национального бюро по противодействию коррупции. Последнее же было создано только спустя месяц после рапорта старшего следователя, - аргументирует защита.
Салимжан Мусин, адвокат К. Бишимбаева:
На нем стоит печать органа несуществующего, это позволяет говорить, что этот рапорт был не 9 августа, а как минимум после 13 сентября. Позволяет говорить, о том, что все расследование по данному уголовному делу является незаконным и необоснованным. Оно основано на первичном документе, который юридически ничтожен.
Напомню, по версии следствия, на строительстве стекольного завода в Кызылорде Бишимбаев, «нагрел» руки на 1 млрд тенге. А также создал коррупционную сеть, через которую получил еще триста миллионов тенге взяток по линии госпрограммы по строительству арендного жилья. Предполагаемые участники этой преступной цепочки - еще 22 человека. Они тоже на скамье подсудимых. Почти все признали свою вину и даже намерены заключить процессуальное соглашение о сотрудничестве, то есть рассказать, когда, сколько и кому давали взяток. Однако, Куандык Бишимбаев и его двоюродный брат Султан Нурлыбек, на счету которого следователи обнаружили похищенные деньги, с предъявленными обвинениями не согласны.
Сеит Рахманов, адвокат К. Бишимбаева:
Ущерба нет. Это исключительно гражданско-правовые вопросы по стекольному заводу. Четко Вам сказали даже защитник Исабек о том, что имеется судебный акт, который вступил в законную силу. Мы говорим о наличии гражданско-правовых отношениях между субъектами предпринимательства. Ни о каком хищении тут вопроса нет. Материалы дела сфальсифицированы, сегодня то что мы озвучили - это лишь часть документов.
Гособвинители доводы защиты посчитали необоснованными. А штамп в рапорте, указанный следователем, назвали несущественным нарушением. Тем не менее, прокуроры составили новый обвинительный акт с учетом роли каждого подсудимого.
Сауле Сыдыкова, государственный обвинитель:
В соответствие с требованием статьи 321 части 3 УПК РК, если в ходе предварительного слушания прокурор меняет обвинение - представляет новую формулировку в письменном виде. Новая формулировка будет представлена в письменном виде чуть позже.
Катерина Брынюк, корреспондент:
К слову, дело рассматривает Адильхан Шайхислямов - судья, который работал над делом Талгата Ермегияева и Кажымурата Усенова по хищениям в нацкомпании «ЭКСПО». Выслушав все обращения защитников, суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Предварительные слушания продлятся завтра, 1 ноября. Дата главного судебного разбирательства пока не назначена.
Е. БРЫНЮК