В Правительстве полетели головы. Чиновники, несмотря на обещания, не смогли решить проблему с дефицитом бензина в недельный срок. Премьер Сагинтаев снял с должности вице-министра энергетики Асета Магауова: своих кресел лишились и ТОП-менеджеры «КазМунайГаза». А главе Минэнерго Канату Бозумбаеву президент объявил выговор. Конечно, громкими увольнениями ситуацию не исправить. Но, почему-то именно после нагоняя главы кабмина, на заправках возобновили продажу бензина. До этого водителям приходилось часами стоять в очередях на автозаправках. Эксперты считают, что такая ситуация может повториться вновь. Нынешнего объема ходовой марки ГСМ, все равно не хватит, поэтому Казахстан завезет в октябре более 100 тысяч тонн горючего. Вопрос в том, по какой цене. В России значительно выросла стоимость топлива. Кстати, сейчас в регионах идет тотальная проверка. Некоторые АЗС пытались заработать на ажиотаже, взвинтив цены на бензин до 200-т тенге за литр. Адиль Онербаев продолжит.
Последние 2 недели стали настоящим испытанием для казахстанских водителей. Квест «найди бензин» стал всенародным. Заправки опустели почти по всей стране, а там, где топливо разливали, АЗС заламывали цены. Доходило до того, что вместо привычных 143 тенге за ходовой марки АИ-92, просили 154. В отдельных регионах горючее продавали и по 200 тенге за литр. Возмущению водителей не было предела.
Блиц: «В такой стране с нашими ресурсами не должно такого быть».
«Это уже ни в какие рамки не входит. 3 тысячи за 20 литров отдать, это очень много».
«На весь Казахстан у нас 3 НПЗ, хотя на страну хватило бы одного хорошо работающего завода, а у нас их 3. А где бензин? Где нефть? Мы входим в десятку нефтяных держав, а у нас вот такая ситуация с бензином, это разве нормально?»
Проблему дефицита на топливном рынке поднимали и депутаты, и независимые эксперты. В эти дни царила напряженная атмосфера и в стенах Правительства. «Держал удар» на заседании кабмина главный энергетик страны. Канат Бозумбаев долго говорил о причинах перебоев с бензином, но не стал называть нынешнюю ситуацию плачевной. В Казахстане дефицита нет, сказал министр.
Канат Бозумбаев, министр энергетики РК:
Слово "дефицит" здесь использовать не совсем правильно, в стране дефицита нет.
Я Вас перебью, если в стране нет дефицита, откуда тогда очереди? Народ же не поймет. В регионах наблюдается дефицит, бензин продается, по лимитам, а кое-где даже по талонам. В результате произошел рост цен. Однако, несмотря на то, что, Канат Алдабергенович, на прошлом заседании правительства Вы обещали решить все проблемы, ситуация по ГСМ осталась на том же месте, то есть она не стабилизировалась.
После долгих докладов, Премьер-министр, признав всю серьезность ситуации, перешел уже от слов к делу.
Бакытжан Сагинтаев, премьер-министр РК:
Я сегодня вношу на имя Главы государства представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Алдабергеновичу Бозумбаеву. Относительно вице-министра энергетики Асета Магауова принимаю решение - освободить от занимаемой должности.
В национальной компании «КазМунайГаз» попытались объяснить причину топливного коллапса. По словам, Сауата Мынбаева, их несколько: затянувшийся ремонт на нефтеперерабатывающих заводах и разница в цене. Сегодня, как выяснилось, казахстанским предприятиям не выгодно завозить горючее из соседней страны.
Сауат Мынбаев, председатель правления АО НК «КазМунайГаз»:
В России бензин в пересчете стоит 220 тенге, у нас - 150. Будет кто-нибудь завозить этот бензин по такой цене? Мы, понятно, остановились. Не только мы, все крупные сети остановились. Вот и дефицит.
Но есть свет в конце туннеля, заверил Мынбаев. По его прогнозу, Казахстан будет полностью обеспечивать себя бензином, причем собственного производства, с 1 января 2018 года. К этому времени, если все пойдет по плану, завершится модернизация Павлодарского и Атырауского нефтяных заводов. Оставшиеся несколько месяцев топливо будут импортировать по 155 тенге, чтобы избежать убытков. Ограничения на продажу на столичных заправках должны были снять с 15 октября. По мнению российских аналитиков, даже если удастся решить проблему с дефицитом, цены уже не вернутся на прежний уровень.
SKYPE: Александр Былкин, старший консультант VYGON CONSULTING:
Рост цен в Казахстане - это некое отражение того, что происходит в России, и не вполне связано с той возникшей дефицитной ситуацией. Что следует ждать в будущем? Безусловно, это продолжение роста цен, насколько быстро сказать сложно, но во всяком случае снижения или стабилизации не будет.
По данным Комитета по статистике, сейчас казахстанский рынок ГСМ зависит от России на 30%. В сентябре в страну завезли порядка 90 тысяч тонн. Но этого объема не хватило. В ноябре обещают завезти еще 100 тысяч тонн. Что касается стоимости, то наибольшее повышение зафиксировано на заправках ЗКО - + 10,6% , самый медленный рост в Костанайском регионе + 6% , в Астане заправка авто обойдется дороже на 8,7%, в Алматы на 8,5%. В целом по стране бензин за последние 2 недели подорожал почти на 9%.
Рост цен на бензин серьезно отразился на перевозчиках. Бизнесмены уже заявляют о необходимости повышать тарифы.
Житель Шымкента Дархан Каюпов, чья компания «Южавтотранс» занимается пассажирскими перевозками, говорит, что с одной маршрутки расходы на заправку увеличились на 20 тысяч тенге. Льгот на топливо у перевозчиков нет, поэтому единственный выход предприниматель видит в повышении цен на перевозки.
Дархан Каюпов, председатель ассоциации "Южавтотранс":
Хотим мы или не хотим, будем выходить с предложением акимат города о том, чтобы повысили тариф. Это будет бить по нашему населению. Где-то 2 месяца тому назад сделали расчет, получается 145 тенге один проезд. А если вот так, бесконечно дорожать, тогда она снова повысится.
За этим последует и удорожание продуктов, импортного товара и коммунальных платежей. Это уже закономерность, говорят аналитики. Вся надежда, по словам эксперта нефтехимической отрасли Сергея Смирнова, на выполнение обещания чиновников по срокам завершения модернизации НПЗ. Но, даже при этом, загрузить все заводы нефтепродуктами вряд ли удастся, отмечает специалист. Месторождения добывают нефть по договору о разделе продукции, согласно которому поставлять «черное золото» компании могут куда угодно, и оставлять его в Казахстане для них не всегда выгодно.
Сергей Смирнов, эксперт нефтехимической отрасли:
При поставке сырья на наши НПЗ, они обязаны, правительство заставляет, поставлять по цене в 2 и более раз ниже, чем мировая и плюс они выплачивать должны НДС. Естественно, ничего личного, только бизнес. Они не заинтересованы в поставках на наши заводы. И потом им надо обеспечивать рабочие места в зарубежных странах. И поэтому, я боюсь, что к 2018 году не произойдет полная загрузка наших заводов.
Изначально, завершить модернизацию трех казахстанских НПЗ планировали в 2015 году, после этого сроки несколько раз отодвигались. Стоимость 92-го бензина на ближайшее время, Минэнерго прогнозировало на уровне 157 тенге. Это, по словам тех же чиновников, будет при худших обстоятельствах. Худшее, как мы видим, уже настало. На заправках Алматы АИ-92 продают почти по 160 тенге. Эксперты не исключают и дальнейшего роста цен на бензин, если российские поставщики прекратят завозить горючее в Казахстан, а станут перекидывать свои запасы на внутренний рынок.
Адиль Онербаев, Медет Исапанов, Ерлан Сисенов, Бахрамбек Талибжанов и Серик Таласов, специально для программы «Избранное за неделю»