Ерлан Сагадиев готов рассмотреть предложения родителей по пятидневке. Точнее по снижению нагрузки на учащихся, которая стала следствием перехода школ на новый режим обучения. Моя коллега - Ольга Чапурина изучала эту тему не одну неделю. Встретилась с родителями, преподавателями, депутатами. Задала вопрос министру. Стало очевидным, что некоторые учебные заведения - не смогли перейти на пятидневку. В Таразе, например, у одной из школ это не получилось из-за трёхсменного обучения. Но есть и те, кто ввёл свою систему. Сейчас об этом подробнее.
Столичная общеобразовательная школа. Родители младшеклассников спорят о плюсах и минусах новой пятидневной недели. Мнения мам и пап разделяются.
Сейчас заканчиваются в семь часов уроки. Вот представьте! 6-7 уроков! Это очень тяжело ребенку.
На так называемую пятидневку казахстанских школьников перевели с начала учебного года. Минобразования рекомендовало сделать субботу выходным днем. А уроки распределить по оставшимся пяти дням. За счет этого в ведомстве попытались разгрузить школьников и дать дополнительный выходной. В итоге получилась такая картина. Это график учебной нагрузки. У учащихся младших классов ежедневно в среднем шесть уроков, у старших - восемь. В прошлом году было как минимум на два урока меньше, - рассказали нам преподаватели. Сами занятия сократили на пять минут. По расчетам специалистов при такой длительности высвобождается тридцать минут времени. Но на практике все оказалось иначе. Родители жалуются на усталость детей, а некоторые школы просто отказались переходить на новые стандарты.
В этой Таразской школе о пятидневной учебной неделе дети даже не мечтают. Из-за большого количества учащихся здесь учатся в три смены.
Джамиля Бекбатырова, зам. директора Управления образования Жамбылской области:
В этом году на пятидневную учебную неделю не перешли эти 4 школы. Потому что в этих 4 школ учатся 482 учащегося. Нагрузка учителей тоже без изменений. Но по еженедельной нагрузке у учителей проблем нет.
Таких школ в Казахстане 127. Кроме того, по данным министерства, переход на пятидневку пока отложен в ряде гимназий и лицеях. Там дети продолжают учиться по субботам. Это возмущает отдельных депутатов.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Народные коммунисты»:
Для того чтобы ввести пятидневку надо подумать об оптимизации школьных предметов. Об их интегрировании, с тем чтобы количество уроков было меньше. Потому что на самом деле восемь уроков или семь уроков, о которых вы говорите это очень трудно перенести. И это будет влиять и на состояние здоровья ребенка.
Главный педагог страны признает, действительно нагрузка на школьников после перехода на пятидневку - удвоилась. А для её снижения необходимо убирать некоторые уроки, или объединять, - аргументирует нам Ерлан Сагадиев. Вот только от каких предметов надо отказаться в ведомстве пока не знают.
Ерлан Сагадиев, Министр образования и науки РК:
Вот я вас хотел бы спросить, для того чтобы снизить нагрузку надо убрать урок. Правильно? Какой урок вы предлагаете убрать? Рассматривался вопрос объединения литературы и русского языка, но педагогическое сообщество выступило - против. Рассматривался вопрос об объединении алгебры и геометрии. Педагогическое сообщество выступило против. Поэтому сейчас тот объем предметов, который есть, он есть.
Но есть учебные заведения, сумевшие перейти на пятидневку практически безболезненно. К примеру, эта средняя школа в Астане. Чтобы не перегружать детей педагоги включили в расписание два повторяющихся предмета.
Сайран Гайсина, директор средней школы № 25 г. Астана:
Допустим 9А класс возьмем. У них в среду 2 урока геометрии, 2 урока казахского языка, история, биология, человек общество право, и прикладной курс Абай тану. То есть в этот день у них идет подготовка по геометрии, истории мира и биологии. То есть поставили сдвоенные уроки, чтобы легче было детям подготовиться к следующему дню. Они не готовят восемь уроков, они не готовят семь уроков они готовят самое максимальное 4 подготовки в день.
Ольга Чапурина, корреспондент:
В итоге пока в Казахстане пять дней будут учиться не все школьники. Когда это новшество освоит вся страна не известно. По словам Министра образования, сначала нужно избавиться от трехсменных и четырехсменных школ. Для этого надо строить новые учебные заведения. Что касается большой нагрузки на учащихся, то Ерлан Сагадиев уверяет, что готов рассмотреть предложения родителей.
О. ЧАПУРИНА