Қазақша Полная версия

Ударят ли платные дороги по карману водителей?

  • AstanaTV
  • 06 ноябрь 2016
  • 1189

Уже через три года всем автолюбителям и мотоциклистам придется платить за некоторые дороги. К 2020 году около 7-и тысяч километров казахстанских трасс станут платными. Таким образом, государство пытается компенсировать свои расходы на их содержание. Дело в том, что последние годы Казахстану приходилось брать огромные кредиты у иностранных банков на ремонт дорог. К примеру, в этом году на их содержание выделяется 13 миллиардов тенге, то есть по 550 тысяч на 1 километр. Это, по данным «Казавтожол» , в три раза меньше положенного. Сколько же планируют заработать на платных дорогах, и как это отразится на самих водителях? Об этом в нашей постоянной рубрике расскажет популярный блогер Алекс. Алекс добрый вечер!

Скоро эту песню запоют многие казахстанцы, у кого есть машина, и кто хоть иногда пользуется междугородними трассами. Думаю, вы уже слышали, что к 2020 году около 7000 км дорог планируется сделать платными. Учитывая, что в стране всего 23,7 тысячи республиканских дорог, то это получается примерно 30%. Первый и самый главный вопрос, который возникает: почему мы платим налоги, а еще должны будем дополнительно платить за дороги? Ответ, как я вижу, довольно прост. После того, как упали цены на нефть, у государства наблюдается дефицит денег и оно старается урезать расходы. Почему выбор пал именно на дороги, а не на какую-нибудь квазигосударственную компанию – это уже другой вопрос, но факт нехватки средств налицо. А значит, кому-то придется раскошелиться. В данном случае выбрали автолюбителей. О том, что дороги для государства – убыточный вариант, говорит еще один факт. В этом году на ремонт республиканских трасс выделено почти 330 млрд тенге. Из госбюджета, то есть из налогов – 8,2 млрд, из государственной заначки – Нацфонда – 151 млрд, а все остальное взяли в долг: у Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, у Азиатского и Исламского банков. Всего более 170 млрд, то есть больше половины. Этих денег хватит на реконструкцию 900 км. Ладно, не будем отвлекаться на реконструкцию, а поговорим про содержание дорог. Ведь доходы с платных трасс планируется тратить как раз-таки на их содержание. А что это такое? По словам одного из руководителей компании Казавтожол, которая как раз и ведает всеми республиканскими трассами, содержание дороги – это уборка снега зимой, уборка мусора летом и так далее. Так вот в этом году на содержание 23,7 тысяч километров дорог выделено 13 млрд тенге. Это в среднем 550 тысяч тенге на 1 километр. Этот же руководитель Казавтожола жаловался, что по нормативам на содержание должен был выделяться 41 млрд, то есть по 1,7 млн на километр. Знаете, если бы мне дали 1,7 млн тенге, я бы вручную с лопатой и веником чистил этот километр весь год. Но вот что еще интереснее. С нашей пока единственной платной трассы Астана-Щучинск за 2015 год было собрано 1 млрд 142 млн тенге. Куда ушли эти деньги? Опять же на содержание данной дороги. Если сумму разделить на протяженность, то получится более 5 млн тенге на 1 км. 5 млн на уборку снега, мусора и так далее! Теперь вернемся к вопросу, сколько денег государство планирует вытащить из карманов автомобилистов за использование платных дорог. По словам министра по инвестициям и развитию, эта сумма должна составить около 33 млрд до 2020 года.  Справедливости ради стоит отметить, что основная тяжесть ляжет на грузовики. Если с легковушки у нас взимается 1 тенге за километр, то с грузовика около 15 тенге. Тарифы, кстати, утверждаются правительством и никакой «отсебятины» местных сотрудников не должно быть. Напоследок несколько интересных фактов из Интернета. В мире платные дороги существуют в 30 странах. Причем как в развитых, типа Японии и Италии, так и в развивающихся. Наибольшая доля платных трасс от общей дорожной сети в Южной Корее, Франции и Аргентине –  около 30%. Последняя, кстати, сопоставима с Казахстаном по территории. Что касается качества дорог, то в рейтинге всемирного экономического форума  Казахстан занимает 108 место из 138.