Сегодня доля отечественных обувных компаний на рынке составляет всего 2 процента, остальные 98 – импортная продукция, завозимая из Китая, России и Турции. Мы даже шнурки, гвозди, и подошва покупаем у других стран. Хотя наши предприятия готовы выпускать обувь под маркой «Made in KZ» крупными партиями, но нет финансирования, жалуются бизнесмены. А все сырье вагонами вывозится за границу: особым спросом оно пользуется в Поднебесной, сообщили нам в Минсельхозе. Получается, что для своих заводов, которые загружены всего на 20 процентов, не остается шкур для обработки. И уже готовую кожу через пару месяцев казахстанские фабрики закупают в десятки раз дороже. Другими словами, невыгодно производить обувь для населения из импортных материалов. Поэтому с этого года Правительство приняло решение запретить вывоз шкур из страны. Спасет ли эту отечественную легкую промышленность? Ольга Чапурина изучала тему.
Вот на таком станке алматинский предприниматель Ерлан ТемЕржанов обрабатывает материал для будущей пары обуви. Каждый экземпляр он делает практически вручную. Но дорогими его туфли получается не по этой причине, говорит бизнесмен. Все дело в сырье. Кожу для ботинок он завозит из за рубежа.
Ерлан Темержанов, предприниматель :
Она сюда приходит в распиленном виде. Китайцы, турки и японцы могут распилить ее на пять слоев, допустим. Одна шкура стоит минимум 35-40 тысяч тенге. Это один слой. Умножьте на пять. Будет до 200 тысяч.
В Казахстане производители сырья для обуви тоже есть, говорит предприниматель. Правда, их товар используется не во всех случаях.
Ерлан Темержанов, предприниматель:
Мы выборочно выбираем материалы. Допустим семипалатинский завод выпускает толстую кожу. Мы ее используем на подошву. Например, кордайский завод выпускает кожу определенную. Овечью, например, и мы ее используем для внутренней подкладки обуви. И мех на зимнюю обувь мы используем с кордайского завода. А именно лицевую часть верхнюю мы используем уже импортную.
По данным Ассоциации легкой промышленности доля отечественного производства на рынке составляет лишь 2 %. Все остальное это импортный товар из Китая, Турции, России и Беларуси.
Хотя в нашей стране работают десятки производителей. И они вполне могут обеспечить потребителя отечественным товаром. Но пока их продукция пользуется спросом лишь у ограниченного круга людей, потому что стоит в два, в три, а иногда и в четыре раза дороже импортных туфель. Мы сравнили цены.
Средняя стоимость одной пары обуви из Китая – 7000 тысяч тенге. Итальянские туфли в четыре раза дороже. Примерно столько же покупателю обойдется казахстанский продукт. Но разница в том, говорят специалисты, что зарубежный товар не всегда качественный.
Любовь Худова , Председатель правления ассоциации легкой промышленности Казахстана:
То, что импортируется, конечно, приводит к удорожанию себестоимости продукции и обувь, произведенная в Казахстане, становится неконкурентоспособной с той продукцией, которая поступает в Казахстан в недикларированном, не сертифицированном виде, не безопасной для жизни и здоровья наших людей.
При этом, по словам Любови Худовой в Казахстане много своих заводов по обработке кожи. Но они загружены лишь на 20 процентов. Потому что, НЕТ шкур, которые можно было бы обрабатывать. Глава ассоциации недоумевает, как в стране с развитым животноводством вообще может быть такая проблема?! Оказывается, может. По данным министерства сельского хозяйства практически все шкуры животных вывозятся в Китай и Узбекистан.
Кайрат Айтуганов, первый вице-министр сельского хозяйства РК:
Нет не на местное. Это уходит большинство за рубеж. – Почему не на местные? Нет спроса? – Нет. Спрос есть. Но надо сказать, что у нас нет таких объемов переработки. У нас забивается большое количество скота и по качеству обработки сегодня, к сожалению, местные фабрики они хуже, чем импортные, поэтому именно за рубеж вывозится большой объем.
Ситуация, считают казахстанские обувщики, получается парадоксальной. Мы отдаем зарубежным переработчикам шкуры по низкой цене. И свое же сырье к нам уже возвращается по удвоенной стоимости.
Вот эта ткань она у нас привезена из Польши. Вот она у нас есть двух цветов. Хлопковые ткани из Беларуси. Ткани трикотажные для брюк закупались у нас в Турции.
Аналогичная ситуация сегодня и с производством одежды. Асема Мусина несколько лет продвигает на отечественный рынок казахстанский бренд. Таких дизайнеров как она в стране очень много. Но их костюмы в отличие от тех же китайских, стоят дороже. Цена легкого платьица 25-30 тысяч тенге. Причина та же, что и у обувщиков.
Асема Мусина, дизайнер:
Мы допустим, закупаем все. Ткани, фурнитуру, этикетки лейблы. Этикетки и лейблы мы производим в Италии, потому там очень хорошее качество. Фурнитура тоже закупается, но с этим меньше проблем. + 035847 У нас есть производители, но это ткани, которые больше подходят для постельного белья. Для домашнего текстиля. Ткани, которые могли бы использоваться для одежды, к сожалению, таких нет.
В ассоциации легкой промышленности предлагают решение проблемы. Говорят нужно законодательно запретить вывозить шкуры животных на внешние рынки. И вкладывать деньги в их обработку внутри страны. Тогда цены отечественных брендов упадут и будут пользоваться спросом у населения. По данным министерства нацэкономики, это предложение рассматривалось неоднократно. И вроде принято положительное решение.
Куандык Бишимбаев, Министр национальной экономики РК:
В этом год мы приняли запрет на вывоз шкур. Соответствующий приказ министра инвестиций и развития был подписан и как раз по-моему летом. Я точно помню, что такой приказ я согласовывал.
Если такое постановление существует, получается, что казахстанское сырье экспортируется нелегально?
Вращаются огромные валики по переработке кожи.
Это крупный завод по производству обуви в Таразе. В смену здесь изготавливают до 1000 пар туфель и ботинок. Но основной объем составляет производство спецобуви. Сырье отечественное. Руководитель предприятия говорит, только подошву из полиуретана они покупают в России.
Мухтар Шаюнусов, Заместитель генерального директора завода :
КРС мы покупаем у населения, которое собираем с населения они нам его привозят, мы из него делаем кожу. А дальше делаем из него обувь. Это стоит 11 тысяч тенге. Вы найдите такую обувь за 11 тысяч. Летние они стоят дешевле – 9000, 7000.
Правда, чтобы поставить такой завод с полным циклом производства нужные огромные средства, говорят бизнесмены. И не каждому строительство такого предприятия по карману. Поэтому специалисты легкой промышленности просят государство оказать финансовую поддержку отечественным компаниям. По их расчетам, один такой завод может обеспечить качественной обувью до 300 тысяч казахстанцев в год.
Надежда Палинка, Ольга Чапурина, Самат Орынбаев, Марат Исапанов, Игорь Волох специально для программы «Избранное за неделю».