Все основные заседания суда прошли около самого отстойника. Метр за метром поступления воды из шахты изучали специалисты водо- и землепользования, горные инженеры и экологи. За ходом прений следила Марина Иневатова.
Предметом жарких споров в суде стал шахтный отстойник в центре Караганды. Наследие советских времен долгое время было бесхозным и зарастало камышом. Позже хранилище отработанных промышленных вод перешло в собственность государства. И выяснилось, давно забытый водоем - бомба замедленного действия. Дамба сильно разрушена, а воды с каждым годом все больше.
Нурлан Шакенов, начальник отдела Управления по ЧС г. Караганда:
365 дней в году «Арселор Миттал Темиртау» шахта имени Костенко сбрасывает воду. Вода поднимается. Весной вода будет уже на уровне дамбы. И никто не застрахован от перелива.
В зоне подтопления оказались частные дома нескольких районов, железная и автомобильная дороги. Доказательства, что называется, водой не смоешь. Она сама показала путь своего следования участникам процесса.
Несколько лет назад компания «Арселор Миттал Темиртау» закрыла в городе 6 шахт. В работе осталась всего одна имени Костенко. И выбросы ее незначительны, считают в «Арселор Миттал». К тому же промышленные сбросы в государственный отстойник не попадают, а разливаются по разрешенному руслу, объясняют в компании. Но пробы воды, взятые специалистами, показали обратное. Это и стало главным доказательством в суде.
Жандос Ысқақ, представитель истца, главный специалист юридического отдела акимата г. Караганда:
Очищенные воды шахты Костенко поступают в данный объект, а содержать его должен тот, кто пользуется.
Мартбек Есказинов, старший прокурор Управления прокуратуры Карагандинской области:
Пока жертвы не случатся мы так и будем ходить? Когда гибель происходит, тогда начинаем действовать… Вот в данный момент какие меры приняты в отношении дамбы?
Эти вопросы пока остаются без ответа. От комментариев представители промышленной компании воздержались. Претензий истца в «Арселор Миттал Темиртау» не признают и готовятся к апелляции.
М. ИНЕВАТОВА