$479.38 €531.63 ₽5.27
×

Торговые отношения между Казахстаном и Турцией: кто в плюсе?

AstanaTV
18.12.2016г. в 20:00
1188
Торговые отношения между Казахстаном и Турцией: кто в плюсе?

Теракты серьезно подпортили имидж Турции. Страдает экономика. Вместе с тем, популярный блогер Алекс отмечает, что сотрудничество с Казахстаном остается на активном уровне.  Мы по-прежнему закупаем продукты питания,  оборудование  и одежду из Турции. С начала этого года казахстанцы  только на турецкий текстиль потратили свыше двухсот миллионов долларов. А взамен экспортируем сырье. Не будем забывать, что наши туристы давно облюбовали турецкие курорты. Кто в плюсе? Об этом в нашей постоянной рубрике «Экономика на пальцах».  Алекс вам слово.

Всем привет, с вами снова Алекс и рубрика “Экономика на пальцах».

Читал на этой неделе новости про теракты в Турции и прогнозы некоторых экспертов касательно экономического будущего этой страны. Задался вопросом: сколько чего Турция продает нам, а сколько мы им?  Эту страну интересно рассмотреть еще потому, что объем проданных и купленных товаров примерно одинаковый. То есть, грубо говоря, можно сказать, что мы одни товары меняем на другие. Сначала расскажу про экспорт. За первую половину этого года мы отправили на берега Босфора меди на 140 миллионов долларов, цинка на 63 ляма (10,5 в месяц), газа и нефти – на 50 лямов каждого (8,1 млн в месяц), пшеницу – чуть меньше 10 миллионов и алюминий – также чуть меньше 10 миллионов (1,5 млн в месяц). Повторюсь, это за 6 месяцев. Как видите, список экспорта довольно короткий и можно сказать сырьевой. А вот список импорта более длинный и разнообразный. Тут я буду приводить данные за 9 месяцев. Итак, основной товар, который поступает к нам из Турции – это одежда. Ее мы набрали на 67,7 миллионов баксов. В месяц это 7,5 млн. Если вы вспомните цифру, которая была на экране 15 секунд назад, то часть взаимной торговли Турции и Казахстана можно охарактеризовать словами «мы вам нефть, вы нам одежду». Кстати, всего Казахстан закупил одежды за рубежом на 204 миллиона долларов. Получается такая картина. Если представить 100 казахстанцев, одетых во все импортное (а мы, думаю, легко можем такое представить), то на 33 из них будет исключительно турецкий текстиль.

Так, давайте теперь накидаем список товаров, которые нам приходят взамен газа. Нужно собрать корзину, среднемесячная стоимость которой составляет 8,2 млн в месяц или 74,5 миллиона за 9 месяцев. Вот что у меня получилось: Шоколад 5,9 млн, плюс Медикаменты 5,6 млн, плюс, Холодильники, морозильники – 5,6 млн, плюс Машины и устройства для подъема, перемещения и погрузки – 6,6 млн, плюс Машины для очистки, сортировки или просеивания семян – 7,7 млн, Электроизоляционные материалы 5 млн, еще Волоконно-оптические кабели и их составные – 10,8 млн, плюс Изделия из алюминия 20,5 млн и мебель 8,2 млн. Согласитесь, круто, когда у тебя есть газ – столько ништяков можно взамен получить). Так что держим пальчики и молимся, чтобы турки как можно дольше нуждались в нашем газе.

Две из шести экспортных позиций мы закрыли. А что же получаем взамен меди? Тут список нереально огромный. Турция поставляет нам множество видов товаров, стоимость которых ниже 5 млн долларов. Тут и масло со сливками, и табак, и удобрения, косметические средства, краски-лаки-растворы, трубы, бумага, стекло, насосы и много чего другого. Ладно, томить не буду. Всего за полгода мы отправили в Турцию товаров на 345 млн, а обратно получили на 313 млн. То есть мы как бы в плюсе. Однако, я считаю, к нашим расходам надо еще приплюсовать туристов, хоть их поток и сокращается. Если в позапрошлом году примерно 300 тысяч казахстанцев побывали на турецких курортах, в прошлом – около 240-250 тысяч, то этим летом – около 180 тысяч, по подсчетам АТАК. Средняя стоимость отдыха на одного человека, как мне сказали в Казахстанской Туристкой Ассоциации, в районе 1,5 тысяч долларов. Умножаем на количество, получается примерно 270 миллионов долларов. И хотя часть этой суммы перепадает нашим авиаперевозчикам, все равно львиная доля достается Турецкой Республике.

Так что в итоге выигравшей стороной в этой экономической взаимосвязи можно назвать Турцию. Но я вижу несколько вариантов, как поменять соотношение. Надо или продавать больше сырья, или начать самим производить то, что закупаем, ну или дождаться повышения цен на нефть.

На этом у меня все, до встречи.