Спорт Қазақстан
$443.35 €475.54 ₽4.82
×

Омар Жандарбекулы: “Казахстан может стать ключевым игроком на глобальном рынке электрокаров”

AstanaTV
10.01.2024г. в 14:23
1744
Омар Жандарбекулы: “Казахстан может стать ключевым игроком на глобальном рынке электрокаров”

Эксперт в области “зеленой” энергетики прокомментировал решение властей Казахстана активнее развивать мировую индустрию электромобилей.

Правительство Республики Казахстан делает ставку на электрокары. В начале ноября министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев рассказал, что в стране будут реализованы инвестпроекты на сумму порядка 600 млрд тенге в отрасли цветной металлургии для производства электромобилей во всем мире. Развитие этой индустрии может существенно повлиять на экономические показатели Казахстана, но самое главное – повлиять на улучшение экологии. Наш соотечественник и эксперт в области альтернативной энергетики Омар Жандарбекулы уверен, что стремительное развитие рынка электромобилей невозможно без развития инфраструктуры. Сотрудник одной из крупнейших компаний США, специализирующейся на производстве зарядных станций и их эксплуатации AEV Charging, создающего зарядные системы и программное обеспечение, которое может помочь миллионам жителей США электрифицировать свои домохозяйства, рассказал, как мир двигается в сторону “зеленой” энергетики, какие перспективы в этом направлении есть у Казахстана, и почему он сам проявил интерес к индустрии.

1. Омар, вы занимаетесь проектами в области развития инфраструктуры для электрокаров и при вашем участии компания Rivian спроектировала и построила несколько тысяч зарядных станций. По вашему мнению, почему сейчас представители власти Казахстана, включая президента, начали обсуждать важность развития инфраструктуры для электромобилей?

На самом деле, здесь есть несколько причин. Во-первых, растущий мировой интерес к электромобилям как более экологически чистой форме транспорта связан со снижением выбросов углекислого газа и улучшением качества воздуха, что является актуальной проблемой для крупных городов, таких как Алматы, а также для регионов с высокой промышленной активностью, например, Павлодар и Караганда. Во-вторых, увеличение инвестиций, в частности, в инфраструктуру — способствует экономическому развитию регионов и созданию новых рабочих мест. На сегодняшний день электромобили формируют абсолютно новую индустрию, включая развитие инфраструктуры зарядных станций и популяризацию самих автомобилей. Существующие автопроизводители начинают создавать на своей базе абсолютно новые модели, что поддерживает интерес к этой отрасли.

2. Проект, в котором вы сейчас участвуете — AEV Charging предлагает вертикально интегрированное решение, совмещающее в себе оборудование и программное обеспечение для коммерческих предприятий и миллионов домохозяйств США. Как на другом конце света, в Америке, обстоят дела с инфраструктурой для электромобилей?

На сегодняшний день отрасль электроразрядных станций в Америке развивается невероятными темпами. За последние три года их количество удвоилось. На сегодняшний день, в США установлено более ста тридцати тысяч зарядных устройств, где каждый аппарат может иметь от одного до трех зарядочных портов.

Зарядные станции делятся на два типа: быстрые (50 – 350 кВт ) и медленные (8 – 12 кВт). Быстрые станции требуют значительных финансовых и энергетических затрат, и для их установки необходимо разрешение от коммунальных предприятий. Производители электромобилей призывают использовать технологию медленной зарядки, которая не оказывает нагрузку на электросеть.

Основные игроки на рынке общественных зарядных станции включают ChargePoint, Tesla, Blink Charging и EVgo, каждый из которых предлагает сочетание решений для домашней, общественной и коммерческих зарядок. ChargePoint сохраняет значительную долю в сегменте нон-Tesla, благодаря своей обширной сети зарядных станций, в то время как сеть Tesla Supercharger остается популярной среди владельцев Tesla благодаря своим возможностям высокоскоростной зарядки и удобства в использовании.

В 2023 году произошли значительные изменения, поскольку большинство производители электромобилей перенимают конструкцию зарядных портов Tesla, что сигнализирует о движении к стандартизации зарядки электромобилей. Это сближение с единым стандартом упрощает инфраструктуру и улучшает доступность для пользователей разных брендов электромобилей. Ожидается, что этот шаг повысит перекрестную совместимость между различными брендами электромобилей, создавая более сплоченную и удобную для пользователя сеть зарядки.

3. Государство поддерживает это направление?

Да, и это важно. Представительство США выделило восемьсот миллиардов долларов на следующие пятнадцать лет в виде грантов и субсидий для электрификации экономики. Установив зарядку в частном доме, клиент может получить обратно до 50 % в виде налоговых субсидий. Публичные зарядные станции также субсидируются в пределах от 20 до 60 %. Таким образом, США активно поддерживают развитие инфраструктуры электромобилей, предоставляя финансовые поощрения и создавая благоприятные условия для владельцев электромобилей.

4. “Зелёная” энергетика постоянно технологически совершенствуется. Что конкретно вы и ваша компания делают для того, чтобы большее количество людей использовали возобновляемые источники энергии?

В Соединенных Штатах энергетический баланс активно развивается и меняется, отражая глобальные тенденции в области энергетики. В последние годы наблюдается значительный рост доли возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергии, особенно в штатах с благоприятными климатическими и географическими условиями. В то же время, несмотря на усилия по декарбонизации, ископаемые виды топлива, включая природный газ и уголь, по-прежнему занимают значительную долю в энергетическом портфеле США. На данный момент в Калифорнии около 60% энергии производится из возобновляемых источников, в то время как природный газ составляет примерно 40% энергетического баланса штата.

Индустрия зарядных станций для электромобилей сталкивается с серьезными проблемами, включая медленную и неэффективную зарядку из-за технических ошибок, длительные циклы разработок, ведущие к замедлению выхода продуктов на рынок, а также недостаточное количество зарядных станций для удовлетворения растущего спроса со стороны водителей электромобилей. Более того, не хватает комплексных программных решений, которые могли бы помочь владельцам электромобилей в поиске зарядных станций.

Компания AEV Charging разработала инновационные решения для повышения эффективности зарядки электромобилей, используя запатентованную технологию искусственного интеллекта для устранения проблем. Собственные производственные мощности компании обеспечивают быстрое и оптимизированное производство зарядных станций. Кроме того, AEV Charging представила сложное мобильное приложение, призванное помочь водителям электромобилей и операторам зарядных станций в планировании и управлении требованиями к зарядке.

В общем, наш продукт не ограничивается только зарядными станциями. Мы стремимся предложить полный пакет решений, включая установку различных устройств и получение субсидий.

5. Вы выступали судьей на конкурсах международного уровня, которые оценивают инновации и технологических достижения передовых компаний, — таких как Stevie Awards и Globee Awards. Расскажите об этом опыте. Насколько важно молодым предпринимателям участвовать в подобных мероприятиях?

Судейство на престижных международных конкурсах, таких как Stevie Awards и Globee Awards, было преобразующим опытом. Эти платформы отмечают и демонстрируют лучшие инновации и технологические достижения в разных отраслях, предоставляя уникальную возможность увидеть новаторские решения. Для меня как судьи большая честь и ответственность оценивать и отмечать исключительную работу, которую компании и предприниматели выполняют во всем мире.

Участие в подобных мероприятиях имеет первостепенное значение для молодых предпринимателей. Прежде всего, это подтверждение и признание их новаторских идей и упорного труда. Кроме того, участие в конкурсах стимулирует развитие бизнеса. Оценка со стороны экспертов помогает выявить сильные и слабые стороны проекта, а также предоставляет ценные рекомендации для его улучшения. Этот опыт может стать своеобразной тренировкой для предпринимателей, помогая им лучше понять свой продукт, целевую аудиторию и конкурентное окружение.

У предпринимателей есть возможность связаться с отраслевыми экспертами, другими участниками и потенциальными сотрудниками. Эти связи могут привести к партнерству, наставничеству и знакомству с новыми тенденциями.

6. Вернемся в Казахстан. Власти заявляют, что, если весь мир пересядет на электромобили, страна экономически выиграет за счет производства катодной меди, которая нужна для них. А возможен ли в принципе глобальный переход на электромобили в ближайшем будущем, и что для этого нужно?

Калифорния – отличный пример в контексте электромобилей. Сейчас там электромобили составляют почти 20% от всех продаж авто в этом году. К тому же, штат объявил о полном запрете на продажу транспорта с двигателями внутреннего сгорания с 2027 года, ожидая, что к этому времени все новые автомобили будут электрическими. Этот тренд может распространиться и на другие штаты, и страны. В мире электромобильный рынок также активно развивается, с Китаем в роли одного из крупнейших производителей. Глобальный переход на электромобили зависит от развития технологий аккумуляторов, и команды по всему миру работают над их улучшением. Стартапы также ищут способы сделать батареи более экологичными.

Казахстан обладает всеми необходимыми ресурсами и географическим положением, чтобы стать ключевым участником в области электромобильного транспорта. Развитие собственной инфраструктуры для электромобилей, включая зарядные станции и сервисные центры, может способствовать росту внутреннего рынка электромобилей и привлечению иностранных инвестиций. Страна также может играть значительную роль в производстве и экспорте компонентов для электромобилей, таких как аккумуляторы и электроника, используя свои природные ресурсы и развивая технологические компетенции. При этом, учитывая глобальные тенденции, Казахстан может стать важным звеном в цепочке создания устойчивого и экологичного транспортного будущего.

Автор: Алтынхан Ұлжан