$520.93 €609.07 ₽6.68
×

Заключенных Уральской колонии месяцами держат в карцере, - мать осужденного

AstanaTV
29.01.2017г. в 20:00
1463
Заключенных Уральской колонии месяцами держат в карцере, - мать осужденного

В распоряжении редакции нашей программы оказалось письмо заключенных уральской колонии, где, по их словам, творится настоящий «тюремный беспредел». Наши корреспонденты встретились с матерью одного из осужденных. Женщина пожаловалась нам, что ее сына месяцами запирают в карцер. И в нечеловеских условиях Женис Кушекбаев полностью потерял здоровье. В открытом письме описывают будни арестантов, у которых якобы надзиратели отбирают продукты питания, личные вещи и заставляют часами ходить по холоду. Алима Кушекбаева утверждает, что за решеткой молодых парней доводят до самоубийства. По неподтвержденным пока данным, за последние 2 года в колонии Уральска покончили собой 4 человека. Их избивали и мучали, говорится в открытом письме. По словам Павла Кочеткова, знакомого с делом уральских осужденных, все эти факты еще не доказаны. Татьяна Рудаметова продолжит.

В очередной раз перечитывая письмо своего сына, Алима Кушекбаева едва сдерживает слёзы. В 2014  году он был осуждён на 9 лет за разбой. Отбывал наказание в Державинске. Но там произошло убийство, где Женис оказался свидетелем. По программе защите свидетелей он был переведён в исправительное учреждение РУ 170/2 в Уральске, где, по его словам, творится настоящий беспредел. Он утверждает, что сотрудники тюрьмы не раз применяли физическую силу по отношению к заключенным. Якобы были и факты доведения до суицида. Заключённый также пишет, что их постоянно и без причины помещают в карцер.

Алима Кушекбаева, мама осужденного Ж. Кушекбаева:

Это письмо не из воздуха взяли, что там бьют, что там до самоубийства доходит. Если моему сыну сказал, если мы тебя не сможем убить, сам себя убьёшь, мы доведём до этого. Он закрыл его на 15 дней, потом на 2 месяца, а за 2 месяца что там будет сидеть, сам себя убьёт.  

Люди в тюрьмах лишены свободы, но не прав, рассказывает правозащитник Павел Кочетков. Он участвует во всех следственных мероприятиях по обращению Кушекбаева. Сейчас проверяются все его доводы. По словам правозащитника, все указанные в письме лица получили защиту. Но пока не все версии подтверждаются.

Павел Кочетков,  правозащитник:

Пока могу точно сказать, что такой факт, что раздевали догола, водили по сугробам по снегу, там написано так, могу точно сказать, что такого не было, во всяком случае, пока никто этого не подтвердил.

Руководство же исправительного учреждения уверено, что многих изложенных в письме доводов быть просто не может. Расследованием занимается специальная рабочая группа, в которую вошли прокуроры области, а также представители общественных организаций. 

Дмитрий Кобцев,  начальник департамента ДУИС ЗКО:

Никогда не  регистрировалось таких фактов ни против него, ни  одного другого осуждённого. Постоянно у нас приходят неправительственные организации, которые заходят, принимают осуждённых,  прокуратура принимает всех. По другим фактам проводится проверка. Так как она написала письмо, они всё проводят, какие результаты будут, я не вмешиваюсь. Приходит прокуратура, приходят все остальные. Как они закончат, мы вместе с вами узнаем результаты.

Правозащитники рассказывают, анализируя обращения осужденных, чаще всего, ещё в СИЗО сотрудники правоохранительных органов требуют от них признательных показаний. Но пока только один из таких фактов был доказан следствием.

Павел Кочетков,  правозащитник:

В 15 году, по факту избиения прокуратура возбудила досудебное расследование, в течение 6 месяцев оно велось, в итоге дело было передано в суд. И человек, причастный к избиению, факт был доказан и суд вынес обвинительный приговор и вот сотрудника, теперь уже бывшего лишили свободы сроком на 5 лет. Он был старший оперативный сотрудник управления криминальной полиции ДВД ЗКО.

В прошлом году в прокуратуру Западно-Казахстанской области поступило 136 обращений связанных с исполнением наказания, рассказывает помощник прокурора Тимурлан Исмаилбаев. Надзорный орган тщательно проверяет каждую жалобу и дисциплинарное взыскание. Сделать это несложно, ведь практически все помещения закрытого учреждения оборудованы видеокамерами.   

Тимурлан Исмаилбаев, старший помощник прокурора ЗКО:

В части наложения законности и обоснованности дисциплинарных взысканий каждые 10 дней проверяются постановления начальников учреждений о наложении дисциплинарных взысканий на осужденных. В 2016 году по протестам органов прокуратуры было отменено 5 незаконных постановлений о наложении дисциплинарных взысканий на осужденных.

Правозащитники и сотрудники прокуратуры говорят, что осужденные колоний нередко жалуются на условия содержания в тюрьмах, на качество питания, медицинское обслуживание. Но бывает и такое, что нарекания по поводу "нечеловеческих условий являются "фантазиями" представителей контингента. Такие факты не доказываются.

Доказать эти и другие факты непросто, считает правозащитник Костанайского филиала Казахстанского бюро по правам человека Анастасия Миллер. В общественную приёмную в прошлом году  с жалобами на нарушение прав задержанных обратились более 200 человек,  на пытки и жестокое обращение в колониях - свыше 70. Однако почти по всем случаям расследование прекращено.

Анастасия Миллер,  директор Костанайского филиала Казахстанского международногобюропоправамчеловека:

К нам поступает немало жалоб и фактов, унижающих человеческое достоинство, и даже пытках. Например, недавно 1 заключенный, страдающий сахарным диабетом, сообщил что, он был привлечен к ответственности за то что вынес из столовой небольшой кусочек хлеба, ему нужно регулярно принимать пищу. В связи с этим его водворили в одиночную камеру.

О результатах же проверки доводов письма Кушекбаева и его матери прокуратура области сообщит через несколько дней. По этому поводу будет организована пресс-конференция. Если информация заключённого подтвердится - сотрудники исправительного учреждения будут привлечены к уголовной ответственности, сообщают в прокуратуре.

Алима Кушекбаева, мама осужденного Ж. Кушекбаева:

Я всё переживаю, чтобы мой сын был жив и здоров. И надеюсь, что вышестоящие органы защитят его. Понимаю, что мой сын не в пионерском лагере лежит, да так говорит Кочетков, ваш сын там не в пионерском лагере, но дайте хоть человеку отбывать наказание нормально, вот что я хочу!  

Татьяна Рудаметова, Данияр Алимкул, Анна Рахманова, Даулетбай Нурмахан, Наурыз Халитов