$524.24 €612.94 ₽6.68
×

Озеро Балхаш стремительно пересыхает и загрязняется отходами,-эколог

AstanaTV
12.03.2017г. в 20:00
2985
Озеро Балхаш стремительно пересыхает и загрязняется отходами,-эколог

В конце 80-х озеро Балхаш гремело и было знаменито своей рыбой на весь Советский Союз. Старожилы рассказывают, что в те годы местные артели добывали до 17-и тысяч тонн в год. Печально осознавать, что вернуть былую славу уже не получится. За прошедшие 30 лет, вылов рыбы сократился аж в 6 раз. Многие хозяйства на местах могут обанкротиться: не хватает сырья. Весь урожай подкосило госрегулирование, жалуются предприниматели. Ежегодно Минсельхоз снижает лимиты на лов рыбы, что приводит к застою важнейшей отрасли. Хотя в МСХ заявляют об обратном, якобы в регионах и вовсе есть недоосвоение существующего лимита. Плачевная ситуация не только в Карагандинской области, но и на востоке страны, где новые цеха по переработке продукции уже на грани закрытия. Их строили в кредит. Ряды безработных могут пополнить более 25-и тысяч человек — это жители прибрежных поселков. На днях рыбаки Зайсана обратились за помощью к премьер-министру с просьбой повлиять на решение Минсельхоза, который снизил добычу рыбы почти в 2 раза. Заниженный лимит на вылов не позволяет конкурировать с теневыми перекупщиками. Это может привести только к всплеску браконьерства, уверены рыбаки. Репортаж Марины Иневатовой.

Балхаш - крупнейшее полу пресноводное озеро Казахстана.  Площадью более 16 тысяч квадратных километров. Его главное богатство рыба - судак, сазан, лещ, карп... Еще 30 лет назад в год рыбацкие артели добывали до 17 тысяч тонн ценного продукта, обеспечивая весь бывший Союз. Сейчас местные рыболовы сократили вылов почти в 6 раз после введенного лимита Минсельхоза. Теперь хозяйствам Карагандинской, Алматинской и Жамбылской областей разрешается добывать всего 3500 тонн рыбы. Такой лимит для трех регионов. Это полное разорение, жалуются предприниматели.

Ахат Куспаев, директор ТОО «Балхашбалык»:

В прошлом году наша квота была 1200 тонн. Если ее сократят в два раза и оставят нам 500-600 тонн, мы просто не сумеем на этих объёмах выжить. Нас ждет банкротство. Так же, как и остальных крупных производителей. Останутся только ИПшники-ЧПшники, которые будут что-то там в камышах вылавливать. Базовые для отрасли предприятия ставят на грань исчезновения.

Вместе с тем и эти малые объемы пока незаконны. И бывалые рыбаки могут превратиться в браконьеров поневоле.  Дело в том, что Минсельхоз еще не выслал  разрешительные документы на вылов рыбы. Но чиновники  ничего катастрофического в этом не видят и низкие лимиты не приведут к краху отрасли, уверены они. А лимиты якобы уже подписаны и находятся на утверждении в Минюсте. 

Нариман Жунусов, руководитель управления воспроизводства рыбных ресурсов МСХ РК:

Мы сегодня утвердили эти лимиты. Да они по сравнению с прошлым годом они меньше. Провели анализ последние 10 лет ежегодные которые мы утверждаем лимиты они не осваиваются. практически на 70 осваиваются. Недоосвоение 30% рыбы.

На озере Зайсан в Восточном Казахстане ситуация не лучше. «Под санкции» Минсельхоза попали местные рыбацкие артели, которые уже взяли кредиты на развитие бизнеса – открыли мини – цеха по переработке продукции. Более того, за последние 3 года они запустили в Зайсан мальков,  почти на 600 миллионов тенге. В надежде, что в будущем не останутся без улова. Предприятие полностью осваивает все лимиты. Здесь считают, если их еще снизить до 500 тонн в год, это приведет бизнес «на дно». Жители прибрежных поселков, а это более 25 тысяч человек, рискуют остаться без работы.

Арман  Есентаев, руководитель отдела охраны  животного мира, управления природных ресурсов ВКО:

От сокращения скажем лимита естественно пострадают рыбопереработчики, потому что у них есть договоры и само государство, оно теряет в доходах, само население прибрежных сел, которые ежедневно должны выходить на берег, ловит рыбу.

По словам бизнесменов, если не пересмотреть уже утвержденные правила, то это может привести к всплеску браконьерства. 

Игорь Шацкий, директор палаты предпринимателей ВКО:

Теневой экспорт судака по нашим подсчетам, наших экономистов, составляет 3-5 тыс. тонн ежегодно.

Пока минсельхоз подсчитывает недоосвоенный лимит, о процветании браконьерства на местных озерах и реках рассказывают Арытауские природоохранные прокуроры. На незаконную рыбалку выходят хорошо оснащенные катера и лодки. Дело дошло до угроз госслужащим. О чем аким Атырауской области Нурлан Ногаев говорил на днях. Браконьеры выловили в Урале больше двух десятков тонн рыбы и красной икры. И это только по реальным 79 уголовным делам.

Нурлан Ногаев, аким Атырауской области:

Поступают жалобы, что некоторые запугивают должностных лиц. Намекают на физическую расправу. Я прошу этим заняться. Чтобы тот, кто несет добросовестно службу, не боялся и знал поддержку государства.

Карагандинские экологи давно  поднимают проблему уменьшения рыбы в местных водоемах и реках. По их сведениям причина не только в браконьерах. Действует глобальное потепление. Ведь в  Казахстане средняя температура воздуха уже повысилась на 2 градуса выше нормы. Кроме того, сложно контролировать забор воды Китаем и Кыргызстаном из рек, которые впадают в Балхаш. 

Озеро Балхаш стремительно мелеет. По сведениям экспертов, прибрежная зона уже сократилась на полметра. А это значит,  что ресурсная база для питания рыбы становиться меньше, говорят экологи. Необходима государственная программа по поддержке Балхаша.

Дмитрий Калмыков, эколог:

Берега пологие. И площадь сокращается сильно. Эта площадь, где рыба размножается, где нерестилища теплые. Это места, где есть еда – водоросли, мелкая рыбка.

Кроме того, загрязняют водоемы шламоотстойники с отходами медного производства, расположенные вокруг озера еще с советских времен. 

Обеспечить население рыбой все- таки можно, считают в Минсельхозе.  В планах выращивать особо ценные породы в специальных водоемах.

Правда, грандиозные планы пока только на бумаге, на деле же тысячи семей рыбаков по всему Казахстану сейчас ждут решения министерства по лимиту на вылов рыбы. Уже известно, что он будет сокращен, а это значит впереди у предприятий не лучшие времена. Возможно, выходом из ситуации станет переориентация производства и открытие новых рыбозаводческих хозяйств. Но на это могут уйти годы.

Марина Иневатова. Ирина Якунина, Базаргуль Изимова, Максут Сарабаев, Нурбол Мугалим и Руслан Ли специального для программы «Избранное за неделю»