Костанайские предприниматели жалуются на высокие тарифы за услуги подъезднЫх железнодорожных путей. Утверждают, что расценки повысились почти на 500-сот процентов. Новый хозяин - АО «Центр транспортного сервиса - , выкупивший «рельсы» у КТЖ, новую методику расчёта ввёл в конце прошлого года. На взгляд бизнесменов, она - разорительна. Из-за сложившейся ситуации они обратились в палату предпринимателей. Аблай Мырзахметов такой подход нового собственника назвал - цитата: «самой дурацкой мечтой». Детали рельсовой истории у Анны Рахмановой.
Раньше эти подъездные пути принадлежали «Қазақстан темір жолы". В середине 2015 года их выкупила компания «Центр транспортного сервиса». Новый хозяин уведомил предприятия, которые пользуются путями, о повышении расценок на свои услуги. С этих пор, говорят предприниматели, рельсы стали буквально «золотыми».
Это мукомольное предприятие перерабатывает в месяц 15 тысяч тонн зерна. Свою продукцию отправляют в Среднюю Азию. Подъездные пути - единственная железнодорожная ветка, которая ведет к мельнице. Раньше платили за проезд вагонов в одном направлении. Теперь вынуждены рассчитываться за путь в оба конца и оплачивать проезд тепловоза.
Аскар Жабаев, директор мукомольного предприятия:
С 9 тысяч тенге до 53 тысяч тенге поднялось, т.е. на 467 % подняли они стоимость проезда. В месяц мы ставим и отгружаем около 200-т вагонов, поэтому это очень сказывается на себестоимости продукции.
Расценками АО «ЦТС» возмущен и директор крупной строительной фирмы. Этот вопрос он поднял на заседании национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Игорь Ким, директор строительной компании:
У меня 163 метра ветка была, раньше платили за проезд 1-го вагона 900 тенге, сегодня мне выставили по новому тарифу 33 тысячи, в 36 раз. Они просто нас « в узкое горлышко» поймали. Они сегодня являются монополистами, на этой нитке у нас альтернативного пути нет, прохода.
В «Атамкен» поступила коллективная жалоба от десятков возмущенных предпринимателей. В нацпалате намерены разобраться, насколько законны действия монополиста.
Абылай Мырзахметов, председатель правления НПП «Атамекен»:
Самая дурацкая мечта - где-то поставить шлагбаум и начать кого-то «доить». Там ни субсидий, ничего не надо. К сожалению, вот это раздробление закончилось в «ЦТС» так. Мы руководству «КТЖ» передали, что реструктуризацию они провели так, что она создала проблему.
Между тем, в АО «ЦТС» пояснили - методика расчета не новая. Утверждена антимонопольным ведомством еще в 2014 году, но применять ее начали после смены собственника. Также сообщили, что компания тоже несет большие затраты. Состояние путей, доставшееся от прежнего хозяина, - плачевное. ПОэтому фирма вынуждена вкладывать в ремонт собственные средства.
Есенжан Ханбай, советник президента АО «ЦТС»:
Нам досталось на сегодняшний день такое состояние подъездных путей, у которых износ происходит практически до 90 %. Нам всего утвердили в год 18 миллионов на содержание путей. Мы потратили за 2016 год более 150 миллионов.
Тем не менее, по фактам жалоб предпринимателей Комитет по регулированию естественных монополий проводит расследование в отношении компании «ЦТС». Результаты обещают сообщить в ближайшее время.
Анна
Рахманова, Габиден Жокушев