Обязательную оплату 10% за обслуживание в кафе и ресторанах хотят отменить в Казахстане. Об этом в кулуарах Сената рассказал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. По его словам, такие изменения планируются внести в правила внутренней торговли. Они, как он уточнил, коснутся в том числе различных депозитов и взносов. Представители бизнеса тем временем не согласны с такими новшествами. По их словам, тогда они будут вынуждены поднять цены. Подробнее в материале Дильназ Насекеновой.
В каждом заведении общепита посетитель помимо основного счета обязан оплатить определенный процент за обслуживание. Он зачастую составляет 10% от стоимости. Такая практика в Казахстане уже стала нормой. Однако, как оказалось, любой клиент может отказаться платить больше положенного. Но только в том случае, если его не предупредили о надбавке заранее. При этом если у клиента есть желание, то он сам может оставить чаевые за обслуживание.
АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
Если на входе в заведение есть публичная оферта, то есть это текст письменный, где написано условие обслуживания, и вы, прочитав эту оферту, заходите, вы дали согласие на такие условия. Ваше согласие выражается тем, что вы зашли в это заведение и сделали заказ.
В таком случае заведения имеют право брать дополнительную сумму за обслуживание, отметили в Минторговли. Однако, в ведомстве считают, что такую практику надо искоренять. Чаевые должны быть только добровольные. Тем более, что надбавки уже заложены в стоимость блюда. А значит посетители переплачивают вдвойне. Это касается и различного рода депозитов и взносов. Поэтому в ведомстве планируют изменить правила внутренней торговли.
АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
Если в стоимость услуги заложено ваше обслуживание, никаких дополнительных чаевых и денежных вознаграждений не должно быть. Только если это ваше волеизъявление - понравилось вам обслуживание и вы сами решили дать чаевые. Мы готовим изменения в соответствии с которыми чаевые как обязательный атрибут находиться не будут. Уберут 10% за обслуживание. Если эта сумма сидит в стоимости вашей услуги, почему вы должны 2 раза платить? Оно сидит в стоимости за блюдо.
Естественно, представители бизнеса с такими изменениями не согласны. По словам владельца одного из столичных кафе Жанар Аскаркызы, эти проценты за обслуживание нужны и важны для развития предпринимательства. В них входит не только зарплата официантов, но и аренда здания и коммунальные услуги. А если бизнес оставят без дополнительного заработка, то они будут вынуждены поднят цены, - говорит женщина.
ЖАНАР АСКАРКЫЗЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Мы не закладываем в стоимость блюда процент за обслуживание. Хотя с каждым днем дорожают продукты, но мы всё равно стараемся удерживать цену. Кроме того, с каждым днем растет конкуренция. А в эти 10% как раз входят наши мелкие траты и зарплата персонала. Если изменения примут, что в конечном итоге мы будем вынуждены поднять цены до 15%.
К слову, изменения могут вступить в силу уже в октябре этого года. Поэтому министерство находится с предпринимателями в диалоге, - заверил министр.