$498.34 €519.72 ₽4.85
×

Уровень знаний и навыков выпускников колледжей не соответствует требованиям работодателей, - О. Бектенов

10.09.2024г. в 20:30
318
Уровень знаний и навыков выпускников колледжей не соответствует требованиям работодателей, - О. Бектенов

Уровень знаний и навыков выпускников колледжей не дотягивает до требований работодателей. Об этом на заседании Правительства заявил Олжас Бектенов. По словам премьера, из-за этого они не востребованы на рынке труда и не получают достойную заработную плату. Как следствие - молодежь не хочет идти учиться в колледжи. При этом, современные производства испытывают дефицит квалифицированных кадров. Поэтому глава кабмина поручил провести реформу технического и профессионального образования. Дильназ Насекенова расскажет подробнее.

В своем Послании народу Глава государства объявил 2025-ый - Годом рабочих профессий. И неспроста. Как оказалось, уровень знаний и навыков выпускников казахстанских колледжей очень часто не удовлетворяют работодателей, а условия последних - запросов молодежи. Как следствие - дефицит кадров.

ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:

Как правило, во многих странах получение первой рабочей профессии общедоступно и бесплатно. Эти выпускники потом востребованы на рынке. Уровень знаний и навыков выпускников наших колледжей очень часто не соответствует требованиям работодателей, самим запросам молодежи. Мы видим, что при открытии современных производств не хватает квалифицированных рабочих, при этом молодежь неохотно идет обучаться в колледжи.

При этом сегодня потребность специалистов с техническим образованием на 70% выше, чем на работников с высшим образованием. Если так будет продолжаться, то спрос на кадры до 2030 года составит около 2 миллионов человек. С техническим образованием порядка 1 миллиона.

СВЕТЛАНА ЖАКУПОВА, МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК:

Доля занятых с профессионально-техническим образованием достигла 49% от общего числа занятого населения, увеличившись на 17 процентных пунктов. Наибольшее количество работников с профессионально-техническим образованием в разрезе отраслей экономики преобладает в сферах торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и складирования.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом году за счет бюджета в колледжи поступило 142 тысячи студентов, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2023 годом. Кроме того, на 50% увеличился и размер их стипендии. Однако все принимаемые государством меры пока не дают ожидаемых результатов по качеству подготовки кадров, - раскритиковал Бектенов. Министр просвещения Гани Бейсембев в свою очередь доложил о трансформационных изменениях в ходе которых казахстанские колледжи поделят на 4 лиги.

ГАНИ БЕЙСЕМБАЕВ, МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ РК:

Применение системы оценки позволит распределить ТиПО на четыре лиги. При этом колледжи, отнесенные к первой и второй лигам, будут формировать первых 100 технологических лидеров. Они станут опорными ресурсными центрами для других колледжей. Уже сегодня колледжи страны внедряют такие стандарты и их выпускники проходят сертификацию по соответствующим специальностям.

По словам премьер-министра колледжи должны стать «центром притяжения» для молодежи, работодателей и инвесторов. И решать проблемы в этой сфере нужно срочно. Поэтому глава Правительства поручил министерствам науки и просвещения провести реформу технического и профессионального образования. Там должны быть прописаны требования к преподавательскому составу и программам обучения. Важно пересмотреть и финансирование колледжей, - отметил Бектенов.

ОЛЖАС БЕКТЕНОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:

Также на базе цифровой платформы Национальной системы квалификаций необходимо создать реестр сертифицированных выпускников колледжей для содействия их трудоустройству. Кроме того, надо принять меры по развитию сети центров признания рабочих квалификаций с выдачей документов установленного образца.

Поручил премьер-министр увеличить и число грантов для выпускников колледжей. Теперь перед кабмином поставлена большая последовательная работа по повышению статуса рабочих профессий и развития системы профтехобразования. Это необходимо для построения конкурентоспособной экономики и поступательного прогресса страны.