Похоже,
казахстанцы всё-таки смогут покупать авиабилеты по более доступным ценам.
Правда, произойдёт это только к концу года. Такие сроки озвучил Министр по
инвестициям и развитию, представляя сегодня в Сенате - законопроект по вопросам
авиационной безопасности. Палата рассмотрела его в первом чтении. Касымбек
прокомментировал и претензии прокуратуры к Комитету гражданской авиации. С
подробностями Тамара Вааль.
Женису
Касымбеку сегодня пришлось отстаивать репутацию Комитета гражданской авиации. В
кулуарах пленарки журналисты завалили министра вопросами. Претензии к КГА были
со стороны транспортной прокуратуры. Причем информацию опубликовали в ряде СМИ,
но получить более-менее внятный комментарий от самой транспортной прокуратуры
телеканалу «Астана» так и не удалось.
Что касается публикаций, то в них, в частности, указывалось, что анализ
надзорного органа показал ненадлежащее госрегулирование, контроль и надзор со
стороны Комитета гражданской авиации. Отмечалось, что комитет не обращал должного внимания на потенциальную опасность в авиаперевозках.
Более того, несмотря на увеличение авиационных происшествий, КГА якобы игнорировал
рекомендации авиапредприятий.
Женис
Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
Комитет
гражданской авиации расследованием авиапроисшествий не занимается, эти вопросы
контролирует департамент расследований. К комитету этот вопрос никакого
отношения не имеет. Занимается департамент расследования авиационных
происшествий - это департамент, который абсолютно автономен и не зависит от
комитета.
Тема
авиаинцидентов получила продолжение и на самом заседании палаты. Сенатор Мухтар
Алтынбаев считает, что расследованием таких случаев должен заниматься отдельный
орган по расследованию авиационных инцидентов.
Мухтар
Алтынбаев, депутат Сената Парламента РК:
Нужен
орган независимый, надведомственный. Мы ни на один случай катастроф, аварий,
отказов не получили конкретных ответов. Ни в прессе, нигде.
Женис
Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
Считаю,
что независимый орган по расследованию авиационных происшествий нужен.
Возможно, он будет объединенным, который рассматривает происшествия, как в
гражданской авиации, так и государственной - МВД, Минобороны и так далее. В
нашем министерстве существует отдельное подразделение и в Минобороны, но
международная практика показывает, что эти органы должны быть за пределами
отраслевых министерств и обязательно независимыми.
Конечно,
затронули и политику ценообразования на авиабилеты. Впервые прозвучал
долгожданный ответ: стоимость перелетов будет снижена. В первую очередь,
благодаря конкуренции. В текущем году на казахстанских рынок зайдут несколько
авиакомпаний. Они будут выполнять рейсы в Будапешт, Варшаву и Хельсинки.
Завершится и модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
По
данным МИР, в структуре стоимости билета 30% составляет керосин. Его стоимость
колеблется от 150 до 300 тысяч тенге за тонну в зависимости от аэропорта.
Потребность отечественных авиакомпаний - 800 тысяч тонн в год. Из этого объема
Казахстан производит всего 40%. Оставшиеся 60% - страна импортирует.
К
концу года НПЗ будут выпускать полный объем авиатоплива, необходимый
Казахстану. Если же это не сподвигнет отечественные авиакомпании опустить цены,
в ведомстве собираются запустить на рынок дополнительных перевозчиков,
конкуренция между которыми приведет к снижению стоимости на билеты.
Т. ВААЛЬ