Спорт Қазақстан
$448.15 €483.46 ₽4.86
×

В Казахстане сократят тюремное население за счет электронных браслетов

AstanaTV
09.04.2017г. в 20:00
2024
В Казахстане сократят тюремное население  за счет электронных браслетов

Сегодня в Казахстане на содержание одного заключенного тратят более миллиона тенге. Не сложно подсчитать. Если в колониях отбывают наказание до 36-и тысяч арестантов, то ежегодно на одежду, питание, зарплату и коммунальные расходы в тюрьмах нужно 36 млрд. тенге. Согласитесь, баснословные деньги. И это несмотря на сокращение тюремного населения. На Западе давно отошли от такой практики и перешли на онлайн слежку. В Казахстане этот процесс почему-то затягивается, хотя законодательная база готова. Если все же введут в стране электронный браслет, то осужденные за преступления средней тяжести, смогут отбывать свой срок на воле, при этом будут работать, помогать семьям и погашать иски. Разработчики рассказали нам, что устройство круглосуточно позволяет отслеживать «заключенных» и его невозможно взломать даже хакерскими атаками. А стоимость не превышает и двухсот тысяч тенге. Анара Нуртазина, работая над этой темой, узнала, насколько успешно приживется в Казахстане новая система наказания и что думают об этом сами осужденные? 

Житель Петропавловска Вячеслав Окунев первый раз был замечен в криминале в лихих 90-х. Тогда ему было всего 13 лет. Сейчас за спиной бывшего детдомовца три срока. Последний был 8 лет строгого режима, который мужчина получил за воровство. Отсидел пять лет. Год сократили апелляционно. После был переведен в колонию-поселение, а оттуда уже и на условно-досрочное. Считает, что при электронной слежке, даже бандиты со стажем, задумаются о повторном совершении преступления.

Вячеслав Окунев, житель г. Петропавловск:

Ты начинаешь осознавать: да, действительно, у меня же браслет, если я сейчас залезу, через интернет выйдут на меня. Человек, который хочет криминалом заняться, его останавливают.

Это и есть тот самый электронный браслет. Вскоре вот такой звук будет означать, что отныне человек попал под контроль «всевидящего ока». Осужденный, надевая его, будет отбывать положенный срок ...на воле. Это нововведение существенно разгрузит колонии, а в перспективе - уменьшит количество рецидивов, - уверен разработчик Таир Балбаев.

Таир Балбаев, разработчик:

Позволяет мониторить и контролировать человека, который носит этот браслет в течение круглых суток, позволяет отслеживать его передвижение, местонахождение и в дальнейшем модифицировать причастность к тому или иному преступлению.

Поменять тюрьму на специальный браслет смогут осужденные за преступления средней тяжести. Новшество будут применять, если человек приговорен на условный срок, освобождён досрочно или находится под подпиской о не выезде. Приспособление в режиме онлайн будет передавать правоохранителям информацию о любых перемещениях подопечного. Снимать браслет нельзя будет даже во время сна.

Устройство фиксируется на ноге осуждённого. По словам разработчика, сделано это для того, чтобы в быту оно не доставляло никаких неудобств и не привлекало лишнего внимания со стороны окружающих. Сигнал, который передается по ремешку, представляет собой несколько миллионов комбинаций из цифр, подделать которые невозможно. Корпус браслета сделан из ударопрочного пластика. Его, в принципе,  можно перерезать. Но это, - уверяет создатель, - будет расцениваться уже, как правонарушение.

По данным опрошенных нами экспертов, в 2013 году в Казахстане было зафиксировано более 50 тысяч заключенных в местах лишения свободы. Сегодня это число снижено до 36 тысяч. Это позволило закрыть порядка восьми исправительных учреждений. Благодаря сокращению тюремного населения, только за прошлый год, государство сэкономило 12 миллиардов тенге. Сегодня Казахстан в тюремном рейтинге переместился с 35-го места на 68-ое.

Азамат Шамбилов, региональный директор регионального представительства международной тюремной реформы в Центральной Азии:

36 тысяч заключенных в местах лишения свободы, а также в следственных изоляторах. Это женщины, мужчины, несовершеннолетние. Примерно 0,8% составляют несовершеннолетние. Около 6 – 7% - это женщины. Остальные категории – это мужчины. + На сегодняшний день для Казахстана это необходимый предмет, так как это экономит бюджет. 

Сегодня Казахстан тратит более миллиона тенге на содержание одного осужденного. В эту сумму входит обмундирование, питание, заработная плата, а также коммунальные расходы. Стоимость же одного комплекта электронных браслетов, по данным специалистов, составит примерно 200 тысяч тенге.

Жангельды Сулейман, адвокат:

Где-то в 3 раза будет выгода от того, что человек не сидит в местах лишения свободы. Ну, на самом деле, он будет дома сидеть, кушать. + Для нашей страны это выгодно.

Павел Кочетков, правозащитник:

По линии гуманизации, конечно, это шаг вперед. Первый положительный момент. А второй положительный момент – это то, что будет сокращаться количество тюремного населения. Соответственно, расходы бюджетные уменьшатся.

Подобные виды наказаний прочно вошли в правоприменительную практику иностранных государств. По словам специалистов, это помогло снизить количество совершаемых преступлений. Сейчас электронные браслеты используются в 60 странах мира. Лидер и первопроходец – Соединенные Штаты Америки. Там браслеты действуют в 49 штатах из 50. Активно их применяют - Великобритания, Швеция и Нидерланды. По статистике ежедневно в мире выносится более ста тысяч приговоров о применении электронного мониторинга.

В службе пробации Петропавловска осужденные отмечаются каждую субботу в 10 утра. Еще несколько раз в неделю специалисты проводят внеплановые проверки по домам. В это время у многих работа. Приходится отпрашиваться, - говорят «осужденные». А это не всегда нравится начальству.

Алибек Токмаил:

Я работаю в строительной компании. Выходных у нас нет. На час-два уезжаю. Работа стоит. Поэтому я за то, чтобы у нас в стране ввели электронные браслеты. Это для нас будет лучше.

А вот в Генеральной Прокуратуре заявили, что покупать браслеты для осуждённых – нецелесообразно. Там предлагают рассмотреть возможность их аренды. 

Александр Цуранков, начальник Управления Генеральной Прокуратуры по надзору за соблюдением прав лиц, отбывающих уголовное наказание:

Потому что амортизационный износ большой, необходимо постоянно поддерживать их в рабочем состоянии, очень затратны. Поэтому на сегодня прорабатывается вопрос их аренды. По истечению двух-трех лет они выходят из строя, необходимо их ремонтировать либо обновлять. Это опять дополнительные затраты, которые сегодня, мы полагаем, нецелесообразно проводить.

В Казахстане это пока первый и единственный электронный браслет. Автор проекта готов  начать производство в любой момент. По словам Таира Балбаева, сборка будет стопроцентно казахстанская. На стадии завершения сейчас и завод, где и будут выпускать «электронные оковы».

Таир Балбаев, разработчик:

Разрабатываем свою собственную систему. И программное обеспечение также кодируется нашей компанией казахстанской. И будет отвечать требованиям именно заказчика. В данном случае Министерство внутренних дел. Это касается секретности определенной, это касается безопасности передачи средств, чтобы система не была сломана, чтобы она не была подвержена хакерским атакам и так далее. Браслет с системой мониторинга – это один из шагов к дальнейшей гуманизации наказаний.

Когда именно в Казахстане внедрят электронную слежку, пока неизвестно. По оценкам экспертов, для подготовки к нововведению нужно хотя бы год – два. Разработчик же намерен уже в конце апреля запустить пилотный проект, чтобы показать насколько эффективно система  работает в реальной жизни. 

Анара Нуртазина, Ерлан Сисенов, Айгерим Кусаинова, Татьяна Рудаметова, Назымгуль Кумыспаева, Тимур Еркетаев, Асет Елембаев и Евгений Мутыль, специально для программы «Избранное за неделю».