На неделе мировые цены на нефть подорожали до 41-го доллара за баррель, преодолев психологическую отметку впервые с начала текущего года. Аналитики связывают внезапный рост цен с предстоящей встречей стран-экспортеров «черного золота» в Москве, где в конце марта будет решаться вопрос о заморозке добычи нефти. Дальнейший рост будет зависеть уже от результатов данной встречи. Ранее глава Минэнерго России Александр Новак выразил надежду, что Казахстан присоединится к этому решению. Впрочем, на совещание в российскую столицу отечественные переговорщики готовы ехать, цитата «если пригласят», о чем телеканалу «Астана» подтвердил министр Школьник. По прогнозам главного энергетика страны, если цены останутся на уровне 40-ка условных единиц за баррель, то Казахстан может вернуть сокращенные объемы, увеличив добычу до 77-и миллионов тонн до конца 2016-го.
Владимир Школьник, Министр энергетики РК:
В бюджете принято при цене 30 долларов за баррель объем добычи в 2016 году 74 млн тонн. Если будет средняя цена порядка 40 долларов, то добыча составит 77 млн тонн. Вот эта ситуация и понимание того, что на рынке мировом есть переизбыток нефти, мы как раз находимся в соответствующем тренде, мы подснизили немножко добычу и надеемся, что это, если остальные страны последуют нашему примеру, это благоприятно отразится на мировой конъюнктуре.
Однако, встреча крупнейших экспортеров нефти в Москве оказалась под угрозой срыва… из-за неуступчивости Ирана, требующего для себя особых условий. Официальный Тегеран готов заморозить добычу нефти только на уровне 4-х миллионов баррелей в сутки, то есть, намерен вернуть показатели досанкционной жизни, сообщает Reuters со ссылкой на свой источник в ОПЕК. На сегодняшний день уже 15 стран, среди которых Катар, Саудовская Аравия, Россия и Венесуэла, подтвердили готовность заморозить добычу нефти на уровне января. Кстати, в первом месяце 2016-го, по данным статагентства, Казахстан добыл около 6-и миллионов тонн «черного золота», по сравнению с прошлым годом объемы снизились почти на 1 процент. Опрошенные командой «Избранного» эксперты полагают, что Казахстан легко пойдет на заморозку добычи нефти, поскольку наблюдается спад объемов. НО принимать решение самостоятельно не получится, говорит аналитик Галим Хусаинов. В конечном итоге придется считаться с иностранными инвесторами, работающими на отечественном рынке.
Галим Хусаинов, аналитик:
У нас основная добыча ведется иностранными компаниями, и даже если мы захотим сократить объемы добычи, нам будет сделать это крайне сложно. Потому что сейчас именно иностранные компании определяют объем добычи и темпы прироста добычи в Казахстане. Я думаю, что для Казахстана более-менее приемлемая цена будет 70 - 80 долларов за баррель. В этом случае у нас будут уже достаточные поступления в Нацфонд. Но в ближайшее время, я думаю, такую цену мы не увидим, в этом году точно нет. Я думаю, что вопрос 2 - 3 - летней перспективы, потому что на это есть объективные, субъективные причины. И я думаю, что 70-80 - это 2017 - 2018 год.
По мнению же экономиста Магбата Спанова в повышении цен, которую ожидают на мировом рынке после заморозки добычи нефти, в первую очередь заинтересованы иностранные инвесторы. Дело в том, что многие крупные нефтегазовые компании в нашей стране работают в убыток из-за высокой себестоимости сырья. Эксперт прогнозирует, что в этом году стоимость «черного золота» достигнет 50-и условных единиц за баррель. Этого будет достаточно, чтобы «оживить» чувствительные сектора экономики, считает Спанов.
Магбат Спанов, экономист:
В Казахстане основная часть нефтяных крупных месторождений принадлежит иностранным компаниям, соответственно, они по большому счету тоже заинтересованы в повышении цены на нефть. Потому что себестоимость добычи нефти в Казахстане она достаточно высокая. Казахстану это будет выгодно поддержать не только Россию, но там же и страны ОПЕК. Потому что цена по 30 долларов, которая была заложена первоначально в бюджет, она, конечно, не позволяет Казахстану в будущем развиваться динамично. Когда начиналась ценовая борьба за цены на нефть, одной из задач стояла обанкротить компании, добывающие сланцевую нефть. В принципе, эта задача решена. И все-таки я прогнозирую 40 будет в этом году. Я думаю, средневзвешенно будет приближаться к 50 долларам. Единственное, конечно, можно говорить о том, что в этот процесс может вмешаться не экономический фактор, а геополитический фактор. В этом опасность для роста цен.
В Союзе нефтесервисных компаний призывают не торопиться с решением о снижении добычи нефти. Резкое сокращение объемов может спровоцировать серьезные убытки, массовые увольнения и снижение поступлений в Нацфонд, считает председатель президиума «Союза нефтесервисных компаний» Рашид Жаксылыков.
Рашид
Жаксылыков, председатель президиума «Союза нефтесервисных компаний Казахстана» :
В прошлом году
добыли 80 млн, в этом планируем 74 млн - это и так составляет 8-9%. А если еще
ниже упадем, то это однозначно повлияет в целом на всю экономику
Казахстана. Мы не имеем морального права допускать сокращение, потому что
сейчас итак идет экономический кризис. - То есть нам невыгодно? - Абсолютно
невыгодно.