$520.93 €609.07 ₽6.68
×

В Казахстане предлагают создать Министерство гражданской авиации

AstanaTV
07.05.2017г. в 20:00
2095
В Казахстане предлагают создать Министерство гражданской авиации

Эти кадры облетели весь мир. Первые минуты после того, как самолет российских авиалиний  попал в «воздушную яму» прямо при  подлете  к Бангкоку. «Аэрофлот» сообщил, что на борту лайнера находились свыше трехсот пассажиров. Только представьте, воздушное судно подкинуло на 200 метров. Люди не пристегнутые в момент ЧП в буквальном смысле летали по салону, бились о потолок и жестко приземлялись в разных частях самолета.  Пострадали почти 30 человек. У многих тяжелые травмы: сотрясение мозга, переломы рук, ног и позвоночника. На языке авиации это называется - «турбулентность ясного неба». Опытные пилоты говорят, что предвидеть «воздушную яму» невозможно. Явление возникает внезапно и что удивительно при открытом небе. В интервью «Избранному» глава Ассоциации авиаперевозчиков Владимир Куропатенко заявил, что после многочисленных ЧП с самолетами «Эйр Астаны» и «Аэрофлота» казахстанским пилотам нужно повторно пройти тренировки, особенно на случай нештатных ситуации. Как в стране готовят будущих летчиков и нужно ли новое Министерство гражданской авиации, узнала моя коллега Анара Нуртазина.

Алматинец Айдар Абишев с детства мечтал о покорении неба. Он - продолжатель славной династии, начало которой положил его дед Макаш, 40 лет отдавший авиации. Отец Айдара тоже посвятил свою жизнь воздушному флоту и вот уже несколько десятков лет бороздит небесные просторы.

Айдар Абишев, житель г. Алматы:

Я с папой летал и сам летал. У меня свой налет есть, 20 часов. Со второго курса я проходил летную практику. Непередаваемые чувства. Пилот должен быть умным.  Потому что в небе случаются ситуации, в которых ты никак не можешь выйти, как по учебнику.

Быть лётчиком -  это не работа, а призвание, - говорит родоначальник династии МакашАбишев. С небом нужно уметь найти общий язык. Ведь отправляясь в полет, никогда не знаешь, что приготовило тебе поднебесье, - рассказывает пилот со стажем.

Макаш Абишев, бывший пилот:

Из ста выпущенных двигателей один может в любое время отказать. Это техника. Бывает, так называемая, турбулентность ясного неба. Вот такое ясное небо, ничего нет, и вдруг начинает болтать. Это струйные течения, это сильные ветры в небе, которые свое направление меняют и в этом месте бывают болтанки.

Так произошло с самолетом «Боинг-777» российской авиакомпании «Аэрофлот». Ничто не предвещало беды. Это был долгий ночной полет. Во время снижения на подлете к Бангкоку лайнер попал в ту самую «зону турбулентности ясного неба». В результате самолет подбросило на двести метров вверх. Часть пассажиров выкинуло в проход между креслами. При падении они получили травмы.

Ростислав, очевидец:

Это все длилось, наверно, секунд 15. У людей были сломаны носы, много чего. Дети пострадали. Люди лежали на полу. Кровь была везде. Чуть ли не на потолке. Просто был ужас.

Пострадали 27 человек. У всех диагностированы множественные переломы. Сейчас в больнице остаются 17 из них. Почему пассажиры во время ЧП оказались не пристегнутыми, покажут результаты проверки. По мнению специалистов, угадать, где начнется в небе сильная болтанка, невозможно.

Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков РК:

Надо пытаться взять штурвал на себя и вывести из этого положения, и стараться сохранить в горизонтальном положении. Если вы чуть-чуть зазеваетесь, самолет может накрениться с большим креном и сделать переворачивающий момент. Вот  с этого положения самолет уже выйти не может.

О своей безопасности пассажир должен заботиться сам, - уверена аналитик СалтанатАбаева. Эксперт подчеркивает, что пристегиваться люди должны, не дожидаясь команды экипажа.

Салтанат Абаева, аналитик:

Из мировой статистики следует, что в зону турбулентности попадают самолеты, именно в ясный день, где-то 750 случаев происходит. Мы, к сожалению, этими элементарными мерами осторожности, пренебрегаем. В случае чего, как раз -  таки получается, что люди получают травмы.

По данным специалистов, количество авиационных происшествий, приводящих к  жертвам, с каждым годом возрастает. Так, если в 2012 году в стране зарегистрировано 44 авиационных события, в том числе три катастрофы, то в 2016 году их количество составило уже 58.

В последнее время в нештатные ситуации попадают в основном самолеты «Эйр Астана». За последний месяц произошло как минимум 6 случаев, когда лайнер возвращался обратно в аэродром из-за сбоя в системе. Сейчас авиакомпания проводит расследование по факту экстренных посадок трех рейсов. Во всех случаях причина – неисправность борта.

Тлек Абдрахимов, менеджер по корпоративным коммуникациям АО «AirAstana»:

Авиакомпания «Эйр Астана» уделяет повышенное внимание вопросам технического обслуживания самолетов и после каждого инцидента, случая мы проводим доскональные тщательные расследования выявления причин и принятия всех мер, вплоть до замены запчастей.

Последний случай экстренной посадки произошел в конце апреля. Самолёт  выполнял рейс «Алматы-Актау». Через 10 минут  вынужден был вернуться в аэропорт вылета. Причина - сбой в системе индикации уровня масла в двигателе, - пояснил Абдрахимов. Причем, как уверяет специалист, - «Эйрбас А 320 НЕО» - новое воздушное судно.

 «Эйрбас А 320 НЕО» - это модель новых самолетов европейского концерна «Airbus». Позиционирует себя как один из популярных лайнеров с двигателями нового поколения, улучшенными бортовыми системами и более крупными законцовками крыла. Первые самолеты A320 НЕО поступили в коммерческую эксплуатацию в 2016 году. По данным специалистов, такие самолеты в Казахстане есть только у «Эйр Астаны».

После произошедших экстренных посадок, а также инцидента с самолетом «Аэрофлота» казахстанским пилотам необходима дополнительная тренировка на авиационных тренажерах, - уверен Владимир Куропатенко. По его словам, авиаторы еще раз должны отработать свои действия при нештатных ситуациях.

Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков РК:

Надо создать такие условия и как пилот будет выходить из этого состояния. Вот это надо сделать. И всем надо поставить отметки экипажам, как он выходит с этой ситуации, на что ему обратить внимание. Вот неожиданно раз, вот такое может произойти.

Сегодня пилотов в Казахстане готовят в Академии гражданской авиации. Ежегодно учебное заведение выпускает до пятидесяти специалистов. Роман Федоренко – студент 4-го курса академии. На будущего пилота педагоги возлагают большие надежды. Сам молодой человек мечтает сесть за штурвал настоящего лайнера. А пока свои первые полеты совершает на авиационном тренажере.

Роман Федоренко, студент 4 курса Академии Гражданской авиации:

Я всегда жил недалеко от аэропорта и всегда видел самолеты прилетающие, улетающие, когда шел в школу, и мне всегда хотелось посмотреть, каково это управлять этими самолетами, быть внутри. После окончания академии сесть на настоящий самолет, «Эйр Бас — 320».

На таком тренажере виртуальный полет практически ничем не отличается от реального. Современная техника обеспечивает 100-процентную имитацию, включая любые нештатные ситуации. Но прежде чем сесть за штурвал настоящего лайнера, курсанту необходимо 40 часов отлетать на тренажере и 200 часов на учебном самолете. 

По словам старшего пилота – инструктора РамиляТимканова, будущие пилоты на практике отрабатывают действия во время возникновения  непредвиденных ситуаций. Это один из обязательных пунктов учебного процесса.

РамильТимканов, старший пилот-инструктор:

У нас очень сильная теоретическая подготовка и далее мы подходим к практике.  Это позволяет нашим студентам подготовиться к будущей профессии. Мы учим студентов правильно реагировать на отказы, то есть, отказ двигателя на двухмоторном самолете. Эта подготовка занимает около 13 часов летных. То есть, учим их правильно реагировать на все нештатные ситуации, которые могут произойти.

Участившиеся инциденты с экстренными посадками в какой-то мере  результатработы Комитета гражданской авиации, - уверяют эксперты. Считают, что ведомство не выполняет свои обязанности должным образом.

Дмитрий Душимов, ветеран авиации:

Надо установить управляемость этого органа, то есть, какие-то права дать председателю.  Мне кажется обязательно, чтобы какой-то управляющий орган создать. Не государственное регулирование, а государственное управление. Потому что этот процесс на самотек вот так пускать нельзя.

Отраслевые эксперты уже не в первый раз говорят о необходимости создания министерства гражданской авиации. При таком структурном подходе контроль будет на должном уровне, - отмечают спикеры. 

Анара Нуртазина, Марат Калдыбаев, Игорь Волох, специально для программы «Избранное за неделю».