В российских СМИ ситуацию окрестили «казахстанской аферой». Пишут, что сотни россиян уже лишились честно купленных иномарок, передает Astana TV со ссылкой на Газета.Ru.
Машины забирают при любом визите в ГИБДД. Известно, что изъято более 800 автомобилей, преимущественно корейских и японских.
Как рассказал руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, практически все пострадавшие покупали автомобили в 2023 году, машины были официально оформлены в России с получением электронного паспорта технического средства (ЭПТС) и свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Они официально продавались через автосалоны, как машины, привезенные из Казахстана по «серому» или параллельному импорту. Но в феврале 2024 года граждане Казахстана начали массово подавать заявления в полицию о том, что их обманули мошенники, — сообщил Шелков.
По словам эксперта, организаторы преступной схемы в 2023 году предложили гражданам Казахстана оформить автомобили на себя в кредит за вознаграждение в 2 млн тенге и возможность дальнейшего выкупа автомобиля по низкой цене. Злоумышленники уверяли, что автомобили приобретают для работы в таксопарках и автопрокате, обещали вносить за заемщиков платежи по кредитам, а после погашения займа – переоформить машину на таксопарк или автопрокат либо выкупить ее по льготной цене.
Но внеся 1-2 платежа аферисты пропали, а банки, разумеется, потребовали с обманутых заемщиков свои деньги. Казахстанцы обратились в полицию. Там возбудили уголовное дело и объявили автомобили в международный розыск.
Быстро выяснилось, что машины не работали в такси и прокате, а сразу же были вывезены в Россию и распроданы. Для этого подделывались договоры купли-продажи от имени казахстанских собственников. Мужчина, подозреваемый в организации мошеннической схемы, задержан.
Российская полиция сейчас выявляет разыскиваемые автомобили, проданные по этой схеме, когда владелец обращается в ГИБДД: за переоформлением на нового владельца при продаже, замене свидетельства о регистрации при смене фамилии собственника, и в других подобных случаях. Часть авто изымается и отправляется на спецстоянки, другие остаются у нынешних владельцев под сохранную расписку без права продажи. При этом многие россияне продолжают ездить на своих машинах, не подозревая, что их авто в розыске.
Чаще всего «кредитные» машины из Казахстана продавали через автосалоны Санкт-Петербурга. Hyundai Elantra, Creta, Sonata, Tucson, а также Toyota Camry предлагали как абсолютно новые, не стоявшие на учете в Казахстане.
Все машины до сих пор стоят на учете в Казахстане, они в кредите и числятся в международном розыске. При покупке в России эту информацию проверить нельзя, потому что в Казахстане она предоставляется не по VIN-номеру, а по госномеру машины и номеру свидетельства о регистрации, — пояснил Шелков.
Издание отмечает, что пострадавшие владельцы автомобилей в России могут обратиться к продавцам с требованием расторжения договора и возврата денег. Однако, если автосалон изначально понимал, что схема не соответствует закону, то эта фирма могла уже заявить о банкротстве, и может оказаться, что у нее нет активов.