В Караганде в экологическом музее и местных школах реализуются проекты по сдерживают изменения климата. Своим опытом делятся отечественные и зарубежные эксперты. Как экономить тепло и электроэнергию, обойтись летом без кондиционера, а зимой без радиаторов? Ответы выслушала Марины Иневатова.
Дмитрий Калмыков – директор по развитию Карагандинского экологического музея показывает современный тепловентилятор. С его помощью в большом выставочном зале поддерживается отопление. Более того, система позволяет регулировать подачу теплоэнергии, а значит экономить и платить исключительно по счетчику. Все это можно настроить в любой квартире. В масштабах всей страны – сжигаем меньше угля, снижаем выбросы, говорит специалист.
ДМИТРИЙ КАЛМЫКОВ, ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ:
«Когда нам тепло не нужно, то снижаются обороты вентилятора. Когда совсем тепло – там есть клапан, который под воздействием температуры и компьютера просто перекроет поток горячей воды и она не будет зря давать тепло».
А при разработке этого ноухау, специалисты использовали технологии древнего Египта, где люди от палящего солнца защищались уличными шторами, рассказывает эколог. Элементарные знания физики и несколько метров специальной ткани сберегут летом от жары в квартирах, и не придется покупать дорогие кондиционеры.
ДМИТРИЙ КАЛМЫКОВ, ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ:
«Штора внутри. Солнце проходит через стекло нагревает вашу штору. Штора отдает тепло в квартире. Она часть тепла отразит, но сама она тоже горячая будет. А уличная штора отдает тепло на улице, не пуская в дом. Поэтому мы сочетаем оба приема».
Такие проекты могут способствовать формированию экологической культуры в Казахстане. Об этом еще в мае этого года на встрече с учеными в Алматы говорил и глава государства. По его словам, необходимо продвигать ценности бережного отношения к окружающей среде. А в основе всех образовательных и научных программ должно лежать экологическое мышление.
КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Вместе с тем важно формировать в обществе экологическую культуру, продвигать ценности бережного отношения к окружающей среде. Считаю, что в новых реалиях в основе всех образовательных и научных программ должно лежать экологическое мышление. Надо, чтобы неотъемлемой частью общественного сознания стало ответственное отношение к природным ресурсам и забота об окружающей среде.
К слову, в некоторых карагандинских школах эти инициативы главы государства уже успешно реализуются.
БОЛДЫРГАН КОШИГУЛОВА, ДИРЕКТОР КГУ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА № 6»г . КАРАГАНДЫ:
«В три раза пошла у нас экономия электричества. Вот за счет этого проекта».
В специальной школе – интернате № 6 для детей с особенностями развития в учебных классах установили энергосберегающие лампы, продумав каждую зону освещения. Теперь ребятам удобно рассмотреть тексты на доске, а на кухне приготовить обед. Что тоже важно для социализации и обучения.
ГУЛЬСЕЗИМ САРСЕМБАЕВА, УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ:
«У нас доска над ней висит лампа . Посмотрите, какое освещение. Все четко ясно видно. Это очень комфортно для наших детей».
Это проект экомузея и Общественной организации «Арника» из Чехии - «Наш ответ изменению климата». Образовательную инициативу поддержали экологические организации Евросоюза. Проект помог так же установить в четырех школах области велопарковки. Их с удовольствием и радостью приняли ученики. Взрослые уверены- воспитывая экологическую культуру с детства, в будущем можно добиться бережного отношения людей к природу и климату.